901    ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА    902

в форме кратких стихотворений-песен (муребб&) говорит о «победе Нурверды-хана над Джафар-Кули-ханом». Все эти произведения написаны в популярной форме. Вследствие небольшого развития среди туркмен феодально-клерикальной бюрократии литература эксплоататорской верхушки общества не получила большого развития. Известно лишь несколько произведений этого типа, напр, произведение поэта Садыка «Хвала книге». К таким произведениям относится единственный, хотя и посвященный героич. теме борьбы текинцев против иранских завоевателей, образец искусственного эпоса туркмен «Дженг-намэ» муллы-казия начала 2-й половины 19 в. Абду-с-Саттара-Казы. Большую известность в 19в. получили также поэты Шабен-де, Гаибн, Шейдаи, Магруфи, Индалпп и др.

В период завоевания Туркмении (в 19 в.) царской Россией выразителями свободолюбивых национально-освободительных идей туркменского народа являлись шагиры и бахши (произведения к-рых дошли до нас в обычно искаженных собирателями или переводчиками образцах). Национально-освободительные мотивы пронизывали и творчество поэта-певца конца 19 — начала 20 вв. Кбр-Моллы (Субхан-Верды), сочинившего в прозе п стихах историю текпнцев («Теке-намэ»), Кбр-Молла высмеивает продавшихся русскому самодержавию туркмен, тех, кто «спесивится, медали навешав». Плач по «доброму имени» племени теке, подвергнувшегося жестоким нападениям русских войск, слышится даже в проникнутой мусульманскими мотивами туркменской песне про взятие Геок-Тепе Мискин-Клыча. Наряду с ним выступает талантливый поэт Мятеджи. •

Развитие национальной буржуазии в царской колониальной Туркмении хотя и было очень незначительным, однако оставило некоторый след в истории Т. л. Вместе с проникновением в Туркмению чуждых народу панисламистских и пантюркнстских течений в Т. л. намечаются отдельные попытки создания искусственной «общетюркской» литературы. В Туркмении, напр., выходила двухнедельная газета «Медж-Муэ-и Мавара-и бахр-и Хазар» (сборник Закаспия), статьи к-рой писались на вычурном языке, осложненном массой персидских слов и приспособленном к турецкому (османскому) литературному диалекту. Этим «опытам» следовали (уже после Великой Октябрьской социалистич. революции) враги народа—бурж. националисты и троцкистско-бухаринские шпионы и диверсанты. Их подрывная деятельность нанесла большой вред развитию советской Т. л.

Еще в 1919 были заложены основы туркменской советской драматургии; в наст, время туркменский театр имеет ряд своих оригинальных пьес. Большое развитие получил фольклор, отобразивший социалистич. революцию, гражданскую войну, социалистич. переустройство народного х-ва и быта трудящихся, торжество ленинско-сталинской национальной политики и воспевший Сталинскую Конституцию, любовь и преданность туркменского народа к большевистской партии, советскому правительству и к вождям народов—Ленину и Сталину. В мае 1938 в Туркмении быт проведен первый республиканский слет бахши и шагиров. і/II 1939 правительство Союза ССР за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской литературы наградило орденами народного ша-гира Туркмении Дудры Клыча (род. в 1886), автора песен «Чигирь», «Ишакли», «Чатма», «Пиала» и мн. др., и заслуженного шагира Туркмении Ата Салиха (род. в 1908). До революции в Т. л. не было письменной прозы как литературного жанра. В настоящее время выдвигается ряд прозаиков, из к-рых выделяются: Агахан Дудра—автор «Багитли Игит» («Счастливый парень»), большой знаток и мастер языка Нур Мурад Сарыханов — автор произведений «Желание», «Последняя кибитка» и др. Молодой писатель Кемаль Ишанов написал ряд рассказов на оборонную тематику. Большое значение для развития Т. л. имеет перевод на туркменский язык классиков русской и мировой литературы, а также крупнейших современных революционных Писателей. л Клииович

ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА в своем историческом развитии соприкасалась с музыкальной культурой иранцев, таджиков и узбеков, но сохранила свои яркие и самобытные национальные черты. Существуют три основных вида народной Т. м.: 1) народная песня, главным образом женская, юношеская и детская,

2) вокальная профессиональная музыка—сочинения профессиональных туркменских исполнителей—бахши, поющих под аккомпанемент дутара(двухструнного щипкового инструмента), и 3) инструментальная музыка. Народные песни сочиняются на тексты законченных по смысловому содержанию четверостиший. Текстами для вокальных пьес бахши служат стихотворения туркменских поэтов (Махтум-Кули, 18 в., и др.) или отрывки из т. н. народных романов— «Кбр-оглы», «Шахсенем и Гариб», «Саятлы Хемра» и др. Мелодии этих пьес речитатив-но-декламационныѳ или напевные. Ритмика напевных мелодий чрезвычайно разнообразна. Инструментальная музыка для тюйдюка (продольная камышевая флейта) и для гыджака (трехструнный смычковый инструмент) близка по своему строению к вокальным пьесам бахши. Пьесы же для дутара, основанные на народном двухголосии, отличаются виртуозным характером. Главнейшие ансамбли народной Т. м.: 1) два тюйдюка и 2) гыджак с дутаром. Профессиональные музыканты пользуются хроматическим звукорядом в объеме ноны. Мелодии же народной песни в основном вращаются в диапазоне кварты и квинты. На собранных в послеоктябрьскую эпоху материалах народной Т. м. советскими композиторами написан ряд произведений: симфонич. картина «В степях Туркменистана» Ипполитова-Иванова, сюита «Туркменские картины» и «Квартет» для духовых инструментов Василенко, сюита «Туркмения» Шехтера и др.

До Великой Октябрьской социалистической революции у туркмен единственными распространителями произведений национального музыкально-поэтического творчества были бахши, историческая роль к-рых огромна. Но только в советскую эпоху бахши получили все возможности для своего творчества. Они слагают новые песни; таковы песня о Сталине народного бахши Туркменской республики Сахи Джапарова, песня о Советском союзе заслуженного бахши Махтум-Кули Карлиева. В Советском Туркменистане "созданы гос. филармония (в состав к-рой входят симфонический оркестр и оркестр народных инструментов), оперная студия, музыкальное училище в Ашхабаде. При Московской консерватории организовано туркменское отделение, готовящее кадры высококвалифицированных музыкантов для молодой Туркменской ССР.


■29



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.