977    УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА    978

всю область между pp. Аму-дарьей и Сырдарьей. «Белорубашечники» захватывали и разрушали замки, убивали представителей местной знати, уничтожали гарнизоны арабского халифата. После ожесточенной борьбы восстание было подавлено огромными военными силами. С арабским завоеванием стали распространяться в стране ислам и мусульманская культура. Арабский язык стал литературным и государственным языком.

В конце 9 века с распадом арабского халифата в Средней Азии образовалось государство Саманидов, возглавлявшееся потомками местных князей, с центром в Бухаре. При Са-манидах в стране продолжали развиваться ремесла, торговля и культура. Города обогатились новыми дворцами, мечетями и др. зданиями. В это время в гос-вах Средней Азии складывается феодальный строй. В конце 10 в. тюрки разрушили гос-во Саманидов и утвердили свое господство, образовав в половине 11 в. феодальную империю тюрков-сельджуков. Сельджуки в половине 12 в. были вытеснены из Средней Азии кара-китаями. В нач. 13 в. хорезм-шах Мухаммед вытеснил из Средней Азии кара-китаев и овладел всем краем. В 1220—21 гос-во хорезм-шаха было покорено полчищами Чингиз-хана. Ряд городов края был разрушен завоевателями. Установив свою власть в крае, монголы освободили от поборов местных феодалов, но на крестьян и ремесленников возложили тягчайшие повинности. В 1238 в Бухаре против монголов и местных феодалов вспыхнуло крупное восстание ремесленников и крестьян окрестных деревень. Руководителем восстания был ремесленник Махмуд Тараби. Махмуду удалось на время завладеть Бухарой и изгнать из нее феодалов и богачей. Восстание было подавлено с величайшей жестокостью военными силами монгольских и местных феодалов. В 14 в. У., как и вся Средняя Азия, подпал под власть Тимура. Тимур образовал громадное государство. Привлекая большое количество искусных мастеров, Тимур всячески украшал свою столицу Самарканд. При Тимуре Самарканд обогатился рядом великолепных сооружений.

В 1-й половине 14 в. при хане Золотой Орды У з-беке часть подвластных ему тюрко-монгольских племен, принявшая ислам и поддерживавшая Узбека, стала по его имени называться узбеками. Главным занятием узбеков было скотоводство. В половине 15 в. при хане Абдул-Хаире, к-рому удалось было вначале объединить под своей властью всех узбеков, часть из них ушла на территорию нынешнего Казахстана. Оставшаяся часть была объединена внуком Абдул-Хаира Шейбани-ханом и стала постепенно проникать в Междуречье. Шейбани-хан покорил в 1488—510 Отрар, Ясы (Туркестан), Бухару, Самарканд, Фергану, Хорезм, Балх, Хорасан и положил начало владычеству в Средней Азии узбекских династий. Узбекским ханам не удалось создать в Средней Азии централизованного государства. Страна состояла из ряда самостоятельных владений, которые непрерывно вели друг с другом феодальные войны. В 16 веке узбеки образовали два крупных ханства—Хивинское и Бухарское. Во 2-й половине 16 века Абдулла-хан объединил в своих руках власть над всеми владениями узбеков и развил значительную строительную деятельность. Восстанавливались оросительные каналы, строились мосты и общественные здания. Однако после смерти Абдулла-хана снова возобновились войны узбеков-феодалов. Постоянные распри феодалов, нападения извне (напр, казахов),, упадок торговой деятельности в связи с развитием морских путей в Индию—все это привело-к резкому падению благосостояния края. К половине 18 века ранее цветущие города края настолько опустели, что в 1752 были сделаны

Старинная мечеть, построенная Тамерланом.

попытки привлечь население в'Самарканд даровым хлебом, и лишь в конце 18 и нач. 19 вв. экономич. положение Бухарского ханства стало постепенно улучшаться; был восстановлен ряд оросительных канатов. Улучшилось также-экономическое положение Ферганы, что усилило Кокандскоѳ ханство, а вместе с тем обострило его отношения с Хивой и Бухарой. В городах значительно выросло ремесленное производство. Однако положение основной массы населения узбекских ханств — крестьян и ремесленников (не говоря уже о многочисленных рабах)—оставалось крайне тяжелым. В Бухаре-господствовало феодальное землевладение, основными формами к-рого были: амляк—государственные казенные земли, податне к-рых шли эмиру; мюльк—земли, находившиеся в наследственном владении феодалов; вакуфные земли— принадлежавшие обычно мечетям и медресе, доходы с к-рых шли в пользу духовенства. Дехкане обрабатывали эти земли на условиях ка-бальной аренды и издольщины, получая при этом ничтожную долю урожая. Особенно тяжелым было положение, дехкан на землях, пожалованных эмиром на условиях «танхо» своим приближенным за особые заслуги. Танхо выражалось в праве взимания в течение определенного срока всех налогов и податей в свою пользу. Дехкане платили огромные и многочисленные-налоги в ханскую казну (херадж, танапный сбор, зякат, джозия и др.). Неплательщики налогов подвергались жестоким истязаниям. Кроме уплаты налогов, дехкане несли трудовые повинности по сооружению и очистке оросительной сети, содержанию в порядке дорог и мостов, постройке и ремонту крепостных стен городов и должны были содержать эмирскую-администрацию, которая не получала от казны жалованья, а «кормилась» за счет грабежа народа, отбирая в свою пользу часть урожая и облагая бесконечными сборами мосты, речные-переправы, мельницы, весы и пр. Эксплоати-руемыѳ верхушкой цеха, мастерами «уста», ремесленники в Бухарском ханстве влачили нищенское существование. Чудовищной эксплоатации подвергались рабы, в к-рых превращали пленных иранцев, туркменов, афганцев и бедняков из местного населения. Против фео-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.