1039 УКРАИНСКИЙ ТЕАТР УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 1040

подъема широчайших масс украинского народа, помешать расцвету его творчества во всех областях культуры. Народные массы Советской Украины, под руководством партии разоблачив врагов социализма, предателей интересов народа, овладевают всеми культурными богатствами, накопленными человечеством, и строят новую прекрасную социалистическую культуру.    В. Попов.

Лит.: Ленин В., Статьи и речи об Украине. Сб., [Киев], 1936; Сталин И., Статьи и речи об Украине, Сб., [Киев], 1936; его же, Марксизм и национально-колониальный вопрос. Сборник избранных статей и речей, М.—Л., 1939; Крах германской оккупации на Украине (По документам оккупантов), под ред. М. Горького, [М.], 1936 («История гражданской войны» в документах,вып. 1); Червона гвардія на Україні-1917—18. Документи виготував до друку І. II. Пре-м и с л е р, Київ, 1939; Хронологія історії України, вип. 1, Київ, 1938; Нариеи 8 історії України, вип. 1, за ред. С. Н. Белоусов а, Київ, 1937; Гуковский А., Французская интервенция на юге России. 1918—19, М.—Л., 1928.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР—возник в конце 16 века. Под влиянием зап.-европ. театра в Киѳвс-Могилянском коллегиуме (высшая духовная школа) появляется т. н. «школьная драма», делившаяся по содержанию на драмы: рождественские, пасхальные, миракли и исторические. Наряду со «школьной драмой» широкое развитие на Украине получили интермедии, или интерлюдии. Особо важное значение имел в развитии У. т. 16—18 веков кукольный—вертепный—театр. Вертепные предоставления состояли из двух частей: религиозной драмы и комического бытового представления. Первая часть повторяла пасхальную или рождественскую мистерию, вторая—носила оригинальный и глубоко народный характер. Главным персонажем комического представления обычно являлся казак-запорожец, наделенный чертами народного героя. Образ запорожца противопоставлялся фигуре хвастливого польского пана. Бытовая часть вертепного представления была проникнута народным юмором и отмечена чертами подлинного, хотя и примитивного реализма. Вертепный театр продолжал свое существование даже после указов царского правительства (1766 и 1772) о запрещении всякой печати и театра на украинском языке. Возникновение профессионального У. т. относится уже к 19 веку. В 1803 строятся театры в Киеве, Полтаве и в других городах. В 1812 Квитка-Основьяненко организует первую постоянную украинскую труппу. Начинается создание оригинального украинского репертуара. Родоначальником новой украинской драматургии является Иван Котляревский, который в 1817—19 пишет «Наталку Полтавку».

В 1836 появляется «Сватання на Гончарівці» Квитка-Основьяненко, в 1844 — «Назар Сто-доля» Т. Шевченко. Появление украинской драматургии способствует формированию актерской школы, создателем которой явился режиссер и драматург М. JI. Кропивницкий (1840—910), воспитавший целую плеяду актеров—II. Саксаганского, М. Заньковецкую, Н. Садовского и др. В 60 — 70-х годах на Украине усиленно развивается любительский театр. Однако при самодержавии развитие У. т. было крайне затруднено. Только в 1881' профессиональный У. т. смог частично возобновить свою деятельность, но в весьма стесненных условиях. В спектаклях У. т. допускался только ограниченный показ крестьянского быта в плане поверхностного жанризма. Цензура жестоко пресекала всякие попытку выхода за

пределы атого узкого круга. Первый постоянный У. т. организовался только в 1907 в Киеве с Н. Садовским во главе.

Большую роль в развитии У. т. и драматургии сыграли М. Старицкий (1840—904) с его

Здание Государственного академического театра оперы и балета нм. Т. Г. Шевченко в Киеве.

пьесами «Ой не ходи, Грицю» и др., М. Кро-пивнипкий (пьеса «Дай серцю волю, заведе в неволю» и др.) и в особенности «украинский Островский» И. Тобилевич (псевдоним Кар-пенко-Карпй, 1845—907)—создатель новой социально-бытовой реалистической украинской драмы («Бесталанная», «Хозяин», «Сто тысяч» и др.).

Подлинный расцвет У. т. начинается только после Великой Октябрьской социалистич. революции, когда на Советской Украине возникают драматические и оперные театры. В 1918-основывается Украинский драматический театр пм. Шевченко, в 1920 организуется драматический Театр им. Франко, ставшие в настоящее время крупнейшими театрами Советско- ( го союза. Широко развивается художественная самодеятельность народных масс. В первый период своего развития советский У. т. выдержал острую борьбу с буржуазно-нацио-налистнч. тенденциями, с враждебными советскому искусству_ влияниями—формализмом и натурализмом. Политика большевистской партии в области искусства, обеспечивающая все условия развития советского искусства, творческое овладение театральной культурой прошлого, неуклонное стремление к искусству социалистич. реализма вызвали большой ндейне-художественный рост У. т.

У. т. создал ряд замечательных спектаклей: «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Правда*-А. Корнейчука (Театр им. Франко), «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука (Театр им. Шевченко). На сцене У. т. с успехом ставятся пьесы мировой классической драматургии—Шекспир,

Лопе де Вега, Мольер, Островский, Гоголь, # Горький. Большое значение в развитии У. т. имеет его творческое общение и взаимосвязь с сценическим искусством братских народов. у Советского союза и в особенности с русским театром. Большого успеха достиг украинский музыкальный театр (см. Украинская музыка).

Выдающиеся актеры У. т. — народные артисты СССР М. Литвиненко-Вольгемут, П. Сак-саганский, народные артисты УССР М. Донец,

И. Паторжинский, Гнат Юра, А. Бучма,

А. Крамов и др.—награждены советским правительством орденами.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК—принадлежит вместе с ■ русским языком и белорусским языком к восточной группе с.іавянскпх языков. Помимо Украинской советской социалистич. республики, У. я. распространен в ряде районов СССР (Северный Кавказ и др.). У. я. имеет много общих





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.