1043 УКРАИНСКОЕ ИСКУССТВО 1044

печатная библия Скорини (1517), Острожская    | библия (1581) и др.]. К началу 17 в. архитек-    | тура, скульптура, живопись, гравюра достигают большого развития. Введение печатного    I дела способствует массовому распространению    j

Декоративный мотив.

гравюры, вывозившейся далеко за пределы Украины. Живопись находилась под влиянием Запада и частично—Востока (гл. обр. России). Распространению гравюры, как и книгопечатания, содействовал русскпй первопечатник Иван Федоров, живший одно время во Львове.

Архитектура Львова 16—17 вв., имея черты Ренессанса, была тесно связана со скульптурой (частью полнхромной). Памятники эпохи—капеллы Боймов, Кампиони, костел бернардинцев, собор и пр. В 17 веке У. и. становится все более светским: в иконы вводятся светские лица (изображение местной знати в национальной одежде), что приближает икону к портрету (сохранились иконы с изображением Богдана Хмельницкого и его приближенных). Светскими по характеру были комнатные росписи в домах украинской знати.

В 17 веке, после Брестской унии (1596), западные влияния усиливаются. Деревянную церковь сменяет каменная, приобретая черты стиля барокко. В этом стиле Хмельницкий построил Ильинскую церковь в Субботове, Мазепа—Киевскую церковь Братского монастыря, Великую лаврскую. Из гражданской

Дворец в Лялпчах (с репродукции 19 в.).

архитектуры известны: дом Миклашевского в селе Нижнем (не сохранился), дом Хмельницкого в Субботове и дом Мазепы в Чернигове. Стиль барокко приобретает в У. и. своеобразный национальный оттенок. Украинское барокко в отличие от западного проще и несколько грубее, вместе с тем декоративнее. В этом стиле обновляется часть старых церквей, строятся новые церкви (Братский монастырь, архитектурный комплекс усадьбы собора Софии), а также гражданские здания. Выдающимися памятниками зодчества 2-й половины 18 и начала 19 вв. является ряд храмов и дворцов, построенных в духе классицизма и частично барокко. Крупнейшие из них—дворец графа Разумовского в Батурине (архитекторы — Ринальди п Камерон), собор в Козельце, построенные по проекту Растреллп, Андреевский собор (архитекторы — Заборовский и Шеделъ), дворец графа Завадовского в Ля-личах — в духе классицизма (приписывается Кваренги).

_С присоединением Украины к России в 1654 У. и. втягивается в орбиту развития русского искусства. С этого момента У. и., единое в своем происхождении и развитии с искусством братского русского народа, становится составной частью искусства последнего. Национально угнетенная царизмом Украина не имела высшей художественной школы; художественно одаренная молодежь уходила в Петербург и Москву. Во 2-й половине 18 н 1-й половине

19 вв. наблюдается рост художественной интеллигенции пз крепостных. Среди них было немало талантливых художников, напр. М. Шибанов,

Г. Лапченко, П. Золотуха, П. Усенко и великий украинский поэт и художник-график Т. Т.Шевченко. Важнейшими представителями У. и. в области бытового жанра были:

Л.Жемчужников, Н.

Мартынович. К. Тру-товский, С. Свято-славскнй, П. Левченко, В. Васильковский, Д. Дьяченко, Расписной украинский Я. Пимоненко И др.    кувшин.

В начале 20 века украинское искусство в значительной степени подпадает под' влияние общего распада русской и западно-европейской буржуазной культуры 20 века.

Только Великая Октябрьская социалистич. революция открывает широкую дорогу к расцвету подлинной украинской культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. С первых же лет революции открылись художественные институты в Киеве, Харькове и Одессе, преобразованные из художественных школ. Были национализированы    ( все частные картинные галлереи, открылись музеи, доступные для всех трудящихся.

В первые годы революции реалистические традиции в искусстве столкнулись с различными формалистическими течениями, в том числе с т. н. «бойчукизмом». Разгром этого    1

враждебного сов. искусству течения способствовал повороту У. и. к реализму. Крупнейшими художниками старой школы, вокруг которой группировалась молодежь Украины, искавшая реализм в искусстве, являются:

Ф. и В. Кричевские, Крайнев, Заузе, Бершадский, Шовкуненко, Прохоров, Селезнев, Бура-чек, Светлицкий, Волокидин и др. Из художников молодого поколения выделяются: Хвостов, Петрицкпй, Костецкий, Савин, Любимский, Дерегус, Рыбальченко, 3. Толкачев, Мучник,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.