227    ФИ XT ЕЛЬ—ФЛАЫ АНДСКОЕ ИСКУССТВО    22S

[М.], 1935; Основные черты современной эпохи, СПБ, 1906; Назначение человека, СПБ, 1905; Замкнутое государство, СПБ, 1883 (Библиотека европ. писателей и мыслителей, Вторая серия, Ла 12).    В. Асмус.

ФИ'ХТЕЛЬ (Fichtelgebirge)—горы в сев.-вост. части Баварии; состоят из гранитов п древних сланцев. Высшая точка—гора Шне-берг (1.051 м надур. моря). Ф. покрыт густым хвойным лесом. Ископаемые: железо, медь, свинец, сера, мрамор.

ФИ'ЦРОЙ (Fitzroy), Роберт (1805 —65) — англ. вице-адмирал, гидрограф и метеоролэг. В 1831—36 командовал кораблём «Бигль» (на к-ром было совершено кругосветное плавание с участием Чарльза Дарвина). Разрабатывал теорию непрерывной смены и борьбы течений в атмосфере; опубликовал в 1863 «Книгу погоды»—практич. метеорологию, не утратившую значения до наст, времени.

* ФИ’ШЕР (Fischer), Ирвинг (р. 1867)—бурж. экономист США, представитель вульгарной политич. экономии; примыкает к математической школе. По Ф., ценность есть пспхо-логич. и физич. явление, обмен—явление юридическое, а капитал—запас благ. Сторонник т. н. количественной теории денег, Ф. считает, что через регулирование денежного обращения возможно предотвращение кризисов и устранение противоречий капита-лизмд

ФИШЕР (Fischer), Куно (1824—907)—немецкий философ-идеалист, примыкал к Гегелю. Основной труд—многотомная «Исторпя новой философии» (есть рус. пер. в 10 тт., 1901—09), идеалистически рассматривающая историю философии как самостоятельный процесс развития мысли. Ф. приукрашивает и переоценивает немецкую идеалистич. философию и умаляет значение материализма в истории философии. По поводу работы Ф. о Гегеле Ленин замечает: «Кѵно Фпшер излагает эти „абстрактные“ рассуждения очень плохо, беря более легко е—примеры пз Энциклопедии, добавляя пошлости (против французской революции. Куно Фишер, том 8, 1901, стр. 330) etc., но не указывая читателю на то, как искать ключа к трудным переходам, оттенкам, переливам, отливам гегелевских абстрактных понятий» (Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 171).

ФЛА'ВИИ (Flavii)—римская императорская династия (69—96)—Веспасиан, Тит, Домициан.

ФЛ&ВИЙ, Иосиф—см. Иосиф Флавий.

ФЛАВИЦКИЙ, Константин Дмитриевич (1830—66)—исторический живописец, один из наиболее талантливых представителей русского академизма. В 1856—62 работал в Риме, где им была выполнена большая картина «Христианские мученики в Колизее» (Русский музей в Ленинграде). В лучшем произведении Ф.—известной картине «Княжна Тараканова» (1864; Третьяковская галлерея в Москве)—сказалось влияние русского реа-листич. искусства 60-х гг.

ФЛАГ—1) одноцветное или многоцветное полотнище с изображениями (гербы, эмблемы п т. п.) или без них, служащее знаком принадлежности тому или иному государству, орга- • низации и т. п. Различаются Ф. государственные (национальные) и Ф. специального назначения: военно-морские, для торговых судов, Красного креста, парламентёрские (белый Ф.) и др. Государственный Ф. СССР описан в ст. 144 Конституции СССР 1936.

Военно-морской флаг СССР присваивается всем военным кораблям; команды кораблей ежедневно приветствуют этот Ф. при подъёме и спуске его. 2) Ф. и флажки используются как средство связи и сигнализации в морском флоте и в сухопутных воинских частях.

ФЛА'ГМАН (англ.)—1) командир соединения военных кораблей. 2) В СССР в период 1935— 1940 также персональное военное звание. Согласно пост. ЦИК и СНК СССР от 21/ІХ 1935, в числе званий, присваивавшихся командному составу РКВМФ, имелись звания: Ф. флота 1-го ранга, Ф. фіота 2-го ранга, Ф. 1-го ранга, Ф. 2-го ранга Указом Президиума Верховного совета СССР от 7/V 1940 для высшего командного состава Военно-Морского флота СССР установлены адмиральские звания.

ФЛАЖОЛЕ'Т (франц.)—1) короткая примитивная флейта высокого регистра; на рубеже 19 в. была вытеснена из оркестра флейтой-пикколо. 2) Тонкий серебристо-нежный звук, извлекаемый на смычковом инструменте (гл. обр. на скрипке) с помощью смычка при лёгком прикосновении пальцем к струне в соответствующем узловом пункте (*/,, 1/3, і/, п т. д. ѳё длины). Ф. извлекаются иногда и на арфе.

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА (муз-)—см. Нидерландская школа.

ФЛАМАНДСКИЙ ЯЗЫК—язык фламандского населения Северной и Зап. Бельгии (отчасти франц. Фландрии); отличается от голландского языка некоторыми особенностями (см. Нидерландский язык). Наряду с французским является гос. языком Бельгии.

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО — общепринятое название искусства Юж. Нидерландов (Фландрии и Брабанта). До начала 17 в. искусство Нидерландов было единым (см. Нидерландское искусство). Истоки Ф. и. восходят к творчеству тех мастеров нидерландской школы 16 в., к-рые соединяют подражание искусству итал. Возрождения со своеобразным местным колорпзмом и живописностью (Квентин Массейс, Госсарт, Питер Брейгель). Наиболее крупным мастером Ф. и. был Рубенс, глава антверпенской школы. Его замечательное своею красочностью, насыщенное движением декоративное и монументальное искусство является характерным для стиля барокко. Современник Рубенса, Иордане, пол-нокровностью своей живописи, тяжеловатостью и грубым юмором особенно нравился фламандскому бюргерству. Наоборот, лучший ученик Рубенса, утонченный Ван-Дейк, конец жизни проведший в Англии, был прославленным портретистом европ. аристократии. Здоровый фламандский реализм нашёл выражение в сочных натюрмортах и картинах охоты Снейдерса, Яна Фейта и др.; бытовой жанр представлен А. Браувером. юмористически изображавшим сцены в кабачках, и Д. Тенирсом, писавшим картины на темы народных увеселений и т. п.

После долгого упадка (конец 17—начало

19 вв.) Ф. и. возрождается как искусство получившей самостоятельность Бельгии. Сохраняя связь с фламандскими традициями, бельгийское искусство испытало влияние франц. искусства и тех направлений, к-рые последовательно господствовали в европ. искусстве

19 в. (классицизма Л. Давида, романтизма, «интимного» пейзажа барбизонцев, плене-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.