255    ФОМА АКВИНСКИЙ—ФОНВИЗИН    256

И. В. Сталина сборник украинского Ф. «Великому Сталину народ квітучої України» (Киев, 1929) и др.

Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков вызвала к жизни огромное количество новых произведений устного народного творчества—песен, ■сказок,* рассказов, частушек и т. д. Проникнутые большой силой, простогой и безискѵс-ственностью, они говорят о народном горе и гневе, о правоге священного народного дела защиты родной земли, о неистребимой ненависти к врагу, воздают хвалу мужеству, уму, военной хитрости и отваге советских воинов, воспевают подвиги героев Красной армии и партизан. Большая работа по собиранию и изучению этого материала ведётся Секцией народною творчества Союза советских писателей, фольклорной группой при Институте мировой литературы им. М. Горького, секцией этнографии при Академии наук СССР, Всесоюзным Домом народного творчества им. Н. К. Крупской и др.

Лит.: Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1938; Андреев Н. П., Русский фольклор. Хрестоматия, 2 изд., М.—Л., 193»; Советский фольклор (Сборник статей], Л., 1939; ПпксановН. К., Горький и фольклор, 2 изд.. Л., 1938; Буслаев Ф. U., Народная поэзия, СПБ, 1887; Веселовский

A.    Н., Собрание сочинений, т. I—Поэтика, СПБ, 1913; М и л л е р В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. I—III, М., 1897—19І4; Народные песни (Сборник), Воениздат, Москва, 1942; Попов

B.,    Отечественная война в народном творчестве, Молотов, 1942; Сорок поговорок, сложенных в боях [панфиловцами], в кн.: Советские гвардейцы. М., 1942, стр. 138—141.

ФОМА АКВИНСКИЙ (ок. 1225—74)—католический теолог и философ, крупнейший представитель схоластики. Широко используя соответственно приспособленные и искажённые работы Аристотеля, Ф. А. систематизировал схоластнч. философию и католич, богословие. Католицизм и 'по сей день признаёт учение Ф. А. своей «единственно истинной философией». Сочинения Ф. А.— своеобразная энциклопедия господствовавшей в средние века идеологии, В них изложены не только религиозная догматика, метафизика и логика, но и современные Ф. А. представления в области астрономии и физики, взгляды на право и мораль, государство и экономику. Поскольку для Ф. А. человеческий разум ниже «божественной премудрости», философия подчиняется у него богословию. Рассматривая природу как «подножье» небесного «царства благодати», Ф. А. в то же время подробно описывает «демонское царство». Пространные «Суммы» (систематич. своды) Ф. А. переполнены характерными для схоластики формально-словесными определениями, казуистич. аргументацией, ссылками на «авторитеты» и цепями силлогизмов. В знаменитом споре с номиналистами (см. Номинализм) Ф. А. придерживался умеренного реализма. Ф. А. решительно провозглашал верховенство церкви над государством, ратовал за всемирную власть папы и призывал к беспощадной расправе с «еретиками».


ФОМИН, Евстигней Ипатович (1761—800)— рус. композитор. Сын солдата-артиллернста", Ф. учился в музыкальных классах Петербургской академии художеств, затем в Италии у Мартини. Был избран почётным членом Болонской филармонич. академии. Ф. принадлежит важнейшая роль в первоначальном развитии русской оперы. В 1786 Ф. дебютировал в петербургском Эрмитажном театре оперой-балетом «Новгородский богатырь Бое-славович», затем шли оперы «Ямщики на подставе» (1787), «Вечеринки» (1788), мелодрама «Орфей» (1792), опера «Американцы»; после смерти Ф. поставлена его опера «Золотое яблоко» (1803). Ф. особенно прославился обработкой комич. оперы «Мельник—колдун, обманщик и сват» (в 1790-х гг.). Первоначальную муз. редакцию этой опоры, пользовавшейся огромной популярностью, приписывают московскому скрипачу Соколовскому (либретто Аблеснмоьа, 1779;."

ФОМИН, Иван Александрович (1872—936)— известный советский зодчий, академик архитектуры. В 1908 окончил Академию художеств. В первые годы творчества (1897—905) Фомин работал ь стиле модерн. В зрелом периоде творчества (1906—17) Ф.—виднейший представитель петербургского неоклассицизма (дворец-особняк А. А. Половцева на Каменном острове и др.). Последний период вначале (1919—32) отмечен чертами сдержанной «реконструкции» классики (дом на улице Дзержинского в Москве, новое здание Моссовета на улице Станкевпча). В последующих работах (подземные вестибюли станций метро «Красные ворота» «Площадь Свердлова» в Москве, дом СНК Украины в Киеве и ряд др. проектов) Ф. перешёл к широкому использованию классйч. наследия.

ФОМЫ СВЯТОГО ОСТРОВ—остров в Гвинейском зал. у берегов Африки; колония Португалии. См. Саи-Томп.

ФОНАРЬ ПРОЕКЦИСННЫЙ—см. Проекционный прибор.

ФОНВИЗИН, Денис Иьановнч (1745—92)— крупнейший русский писатель-драматург 18 в. Окончил философский факультет Московского ун-та. Служил переводчиком в иностранной коллегии, чиновником при кабинет-министре Елагине, затем в коллегии иностранных дел в качестве секретаря гр.

Н. И. Панина; в 1783 вышел в отставку. Ф. начал свою литературную деятельность переводами с французского и немецкого языков, писал эпиграммы и басни. Знакомство с франц. просветительной философией оказало большое влияние на формирование взглядов молодого Ф,—одного из виднейших представителей свободомыслящей дво-. рянской интеллигенции 2-й пол. 18 в., сторонника ограничения царского абсолютизма, об.шчителя крепостного права, противника вельможества. Между 1764—68 Ф. написал свою первую оригинальную русскую общественную комедию «Бригадир», в которой живо и с тонкой наблюдательностью показаны типы дворянского общества середины 18 в. В 1782 на сцене появилось замечательное произведение Ф.— «Недоросль», в к-ром Ф. изобразил тёмное провинциальное дворянское общество, дикость и невежество помѳщиков-кре-постпиков, пустоту светских щёголей, убожество духовенства. Жизненность, типичность Скотинина, Митрофанушки, Простановок, ре-алистич. обрисовка действующих лиц комедии, её естественный и живой язык ставят




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.