283    ФОТОЭЛЕМЕНТЫ—ФРАИ U Я    381

ФОТОЭЛЕМЕ'НТЫ—приборы, в которых для ирактич. целей используется фотоэлектрический эффект, т. е. возникновение или изменение электрнч. тока под действием света. В соответствии с тремя различивши видами фотоэффекта Ф. бывают трёх родов: Ф. с внешним фотоэффектом, Ф. с внутренним фотоэффектом, Ф. с запирающим слоем. Ф. первого типа устроен слрд. образом. Внутрь стеклянного сосуда вводятся два электрода—анод и

катод,......Последні ій обычно наносится в виде

металлического слоя на внутреннюю поверхность сосуда. Ка год покрывается светочувствительным слоем. Из сосуда Еыкачиваегся воздух; затем он или запаивается пустым или наполняется инертным газом (неон, аргон) и запаивается после за пат не ни я. Ф. газонаполненные дают ток, во много раз больший, чем пустотные, т. к. элек-


Фотоэлементы: К— трич. ТОК, выходящий

П°Д действием света из а — анод — металл»- катода, усиливается (за ческая сетка, Е—б а- счёт ВНЄШНЄГО ИСТОЧНИКа тарея, G—гальвано- энерГШІ) прп прохождении через газ, в к-ром он вызывает появление новых зарядов.В настоящее время получили большое развитие Ф. со вторично-электронным усилением. Прп этом вышедшие из катода электроны направляются магнитным полем последовательно на ряд поверхностей, из к-рых вырываются новые .заряды и в конечном итоге ток усиливается в тысячи раз по сравнению с первичным (многокаскадные вторично-электронные умножители). Ф. с внутренним фотоэффектом представляет собой полупроводник (наир., селен), электропроводность к-рого меняется под действием света. Ф.с запирающим слоем представляет собой два соприкасающихся слоя—проводника и полупроводника. Изготовление такого рода Ф.производится след, образом. На металлич. пластинку наносится слой полупроводника, на к-рый в сьою очередь наносится весьма тонкий прозрачный для света слой проводника. При освещении такого устройства на металлич. поверхностях возникает электродвижущая сила; при замыкании их внешним проводником в последньм проходит электрич. ток. Наибольшее распространение в этой группе получили Ф.медно-закисныѳ (купроксные) и селеновые.

Ф. всех видов получили очень широкое применение в звуковом кино и телевидении, в различных автомагич. устройствах, сигнализации и др. Принцип применения Ф. основан на том, что при изменении светового потока, падающего на Ф., возникающие или изменяющиеся фотоэлектрич. токи после усиления их действуют на реле (или другой прибор), к-рое приводит в движение тот или иной механизм. Ф. имеют решающее значение для автоматизации производства. Они уже" теперь осуществляют контроль производства в ряде ограслей промышленности. Ф. применяются также для научных целей (в астрономии, метеорологии и др.). Перспективы их применения исключительно велики.

ФОФАНОВ, Константин Михайлович (1862—

1911)—русский поэт. Популярность Фофанова относится к 80-м гг. В творчестве Ф.преобладают субъективные переживання поэта, пронизанные чувством бессилия и разочарования (стихотворения «Двойник». «Лабиринт», «Чудовище», «Отошедшим», «Гамма» и мн. др.). Импресспонистич. поэзия Ф. оказала влиянне на первых русских символистов. Соч. Ф.: Стихотворения, СПБ, [1896];Стихотворения, [Л.],

1939 (Библиотека поэта. Малая серия, ^ 9).

ФОШ (Foch), Фердинанд (1851—929)— франц. маршал п военный писатель. В сражении на Марне (сентябрь 191-!) Ф. успешно командовал IX армией. В 1916 руководил безрезультатным сражением на Сомме; осенью 1917 был послан в Италию для ликвидации последствий тяжёлого поражения итал. армии при Капоретто. С апреля 1918 и до конца первой мировой войны был верховным главнокомандующим вооружёнными силами Антанты и проявил на этом посту большую энергию и незаурядный полководческий талант: под его общим руководством франц.. англ., амер. и бельгийские войска в период с 18,VII по 11 XI 1918 разгромплп герм, армию на Западном (французском) театре войны. В Компьенском лесу Ф. продиктовал герм, делегации условия перемирия, к-рые н были подписаны 11 XI 1918. В 1919 разрабатывал планы интервенции в Советскую Россию и предлагал для этой цели привлечь войска побеждённой Германии. В дальнейшем ярый враг СССР. Ф. преподавал в Военной академии и является автором трудов «Принципы войны»,«О ведении войны» и др. В политике придерживался рі акционно-кле-рнкальных взглядов.

фРАГМЕ’НТ (лат.)—обломок, отрывок; уцелевший остаток к.-л. произведения искусства (напр., Ф. статуи, Ф. надппси).

ФРАГОНА’Р (Fragonard), Оноре (1732— 1806)—франц. живописец и гравер. В своих картинах и декоративных панно, исполненных в лёгкой виртуозной технике, Ф. выступает типичным представителем искусства рококо, особенно охотно разрабатывающим эротические темы. Ряд картин на «семей ные* темы свидетельствует <3 переходе Ф. к бурж. сентиментализму. Произведения Ф. имеются в Гос. Эрмитаже в Ленинграде.

ФРА’ЗА в м у з ы к е—построение, объединяющее два (иногда три) мотива. В широком смысле музыкальной Ф. принято наьываті всякий отдельный, относительно завершённый музыкальный оборот.

ФРАЗЕ0Л0ТИЯ, идиома тика (греч.)—

1) раздел лингвистики, в к-ром изучаются готовые, устойчивые обороты речи, дословно непереводимые на другой язык. 2) В ироническом смысле — набор бессодержательных слов и фраз, пустословие.

ФРА’КИЯ—область в вост. части Балканского п-ова между морями Эгейским, Чёрным и Мраморным.—В древнейшее время—наименование страны на севере Балканского п-ова. Позднее под Ф. стали разуметь земли до Дуная, а в римское время—до Балканских гор. В древности Ф. перебывала в руках персов, македонян и с 46 хр. э. стала римской провинцией; в 15 в. была завоёвана турками.

В результате Балканских войн 1912—13 к Болгарии отошла часть Западной Ф. После первой мировой войны по мирному договору в Нёйи и Севрскому договору Ф. отошла от Болгарии н Турции и перешла к Гр> ции. В




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.