33    УРЫЭЛЬ АКОСТА—УРОЖАЙ И УРОЖАЙНОСТЬ    34

00-х гг. В 1897 был арестован и сослан на

5 лет в Якутскую обл. -После раскола РСДРП в 1903 примкнул к меньшевикам. В 1905 работал в Петербурге, но вскоре был арестован и сослан. Будучи в ссылке в Красноярской губернии, в декабре 1905 был избран председателем Красноярского совета. Накануне первой мировой войны эмигрировал. С начала войны— интернационалист. По возвращении -в Петроград после Февральской буржуазно - демократич. революции 1917 примкнул к «межрайонцам», вместе с ними вошёл в большевистскую партию и на V1 съезде РСДРП(б) был избран членом ЦК партии. Активный участник Октябрьского вооружённого восстания, член Петроградского военно-революционного к-та. На посту председателя Петроградской чрезвычайной комиссии У. провёл большую работу по укреплению советской власти. Убит 30/V111 1918 эсерами.


УРИЭ'ЛЬ АКО'СТА, или Д а к о с т a (Uriel Acosta, Da Costa) (ок. 1590—647)—философ. Родился в Португалии в семье марранов (насильственно крещёных евреев). Бежал от преследовании инквизиции в Амстердам, где перешёл в иудейство. В дальнейшем У. А. пришёл к мысли о противоречии между Библией и догматами раввинов. За эти взгляды, развитые им в книге «Исследование традиции фарисеев...», он был отлучён от еврейской религиозной общины. В 1623 У. А. выступил с трактатом против религиозного учения о бессмертии души и о загробной жизни. В дальнейшем, не выдержав преследовании и одиночества, У. А. просил о снятии наложенного синагогой отлучения. После унизительной церемонии, связанной со снятием отлучения, У. А. покончил жизнь самоубийством. Трагическая судьба У. А. и его борьба против мракобесия послужили темой ряда литературных произведении, в т. ч. известной трагедии Тучкова «Уриэль Акоста». На рус. яз. переведены его трактат «О смертности души» и автобиография «Пример человеческой жизни» (М.—Л., 1934).

УРМИЯ (Urmia)—большое (ок. 5,7 т. км-) бессточное солёное (св. 20 ;0) озеро на С.-З. Ирана, на выс. 1,3 т. .к. Глубина 15 м. В У. впадают Аджи-чай и ряд др. горных рек. Судоходство. У. соединена веткой с ж. д. Тавриз—Джульфа (на границе СССР).

УРНА (лат.)—1) погребальная ваза для хранения пепла покойников, подвергнутых кремашш. 2) Избирательный ящик, в к-рыіі при тайном голосовании опускаются избирательные шары, бюллетени или записки. 3) Вообще—сосуд, ваза.

УРОБИЛИ'Н —пигмент мочи, имеет близкое отношение к пигментам жёлчи и кала. Встречается в крови при расстройстве функций печени и других органов.

УРОВЕНЬ—см. Ватерпас.

УРОВЕНЬ МОРЯ —обычно условный уровень, к-рый служит исходной точкой для измерения высот на земной поверхности (в СССР за У. м. принимается нулевая отметка на рейке в Кронштадте). В действительности уровень воды в разных морях и океанах различен в зависимости от направления и силы ветра, приливов и отливов, таяния льдов, впадения рек и т. д.

УРОДСТВА—такие изменения в теле растения, животного или человека, к-рыѳ очень резко отличаются от обычного строения организма (ср. Аномалия, Тератология). Больше других известны У. у человека, напр., люди с одним глазом на лбу, с двумя головами, с хвостом, с четырьмя руками и т. п. В прежнее время рождение уродов приписывалось связи с нечистой силой или с животными, поэтому нередко уродов уничтожали. Причины У. бывают: 1) патологические, т. е. связанные с болезненными влияниями на развивающийся зародыш. Напр., алкоголизм родителей сказывается в появлении слабоумных и вообще уродливых потомков; сифилис отца или матери иногда ведёт к появлению уродливых изменений кожи у потомства и т. д. 2) Случайные нарушения хода развития: если при дроблении оплодотворённого яйца получающиеся клетки не вполне разъединяются, то могут получиться уроды, представляющие сросшихся близнецов или особей с приросшими к ним частями другой особи. 3) Атавизм, т. е. явления возврата к тем особенностям устройства, к-рые были свойственны далёким предкам современных людей. Таково появление наружного хвоста, густого волосяного покрова, открытых жаберных щелей, лишних зубов, нек-рых мышц, нек-рых костных отростков ит. п. Изучение У. этого рода помогает уяснить далёкое прошлое человека ц восстановить историю его развития. См. Атавизм.

УРОЖАЙ И УРОЖАЙНОСТЬ. У р о ж а ft-

масса продукции с.-х. культур, полученная за год (валовой сбор). У рожайност ь— количество продукции данной с.-х. культуры на единицу посевной площади (напр., на 1 га). У. и у., т. е. общее состояние сельского хозяйства, конечный итог деятельности, неразрывно связаны с общественно-политич. устройством страны. Ленин указывал, что «различия в хозяйственной организации, технике и проч. суммируются в урожайности» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 272). Правильность этого положения можно проследить, сопоставив урожайность в царской России и в СССР— стране победившего социализма.

Царскую Россию—страну отсталого, экстенсивного земледелия—отличали низкие урожаи, из года в год снижавшаяся урожайность и потрясающие по своей силе голодовки крестьянства. За десятилетие 1905—14 средняя урожайность зерновых колебалась от 5,3 ц до

8,5 *4 с 1 га, причём урожайность выше 8.0 ц была лишь в 1909 и наиболее урожайном 1913. Урожайность по годам (в центнерах с 1 га}: в 1905—6,6, в 1906—5,3, в 1907—6,3, в 1908—6,6, в 1909—8,1, в 1910—7,5, в 1911— 5,6, в 1912—7,9, в 1913—8,5 и в 1914—7,0 (данные Центрального статистич. управления). С 1891 по 1911 в царской России на фоне вообще низких урожаев насчитывалось двенадцать неурожайных лет. Наиболее ужасны были из них три голодных года: 1891, 1906 и 1911. «Крестьяне голодали хронически и десятками тысяч умирали от голода и эпидемий во время неурожаев, которые возвращались всё чаще н чаще» (Ленин, Соч., т. IV, стр. 102). По урожайности ниже дореволюционной России стояли только Индия,


-U. С- Э. т. XI.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.