347    ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ—ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА    34S

кона 1886 и декрзта 1887 о светском характере преподавания. В действительности во Ф. в ряде школ обучение являлось платным, обязательное посещение школы не было обеспечено в достаточной степени. Борьба демократически настроенной части населения за светскую школу, за освобождение её от реакционного влияния духовенства активно проводилась во Ф. в начале текущего столетия. После поражения Ф., 2/Х 1940 издан декрет, возвращающий религиозным объединениям католической церкви право создавать школы и п> аво преподавать, отменённое законом 7/VII 1904. В систему элементарного образования Ф. входили следующие типы школы (1938): 1) материнские школы—3.825 школ, из них 3.419 государственных (381 тыс. детей) и 406 частных (22 тыс. детей); 2) элементарные школы для детей в возрасте 6—13 лет— 81.590 школ, из них 70.069 государственных (4.503 тысячи учащихся) и 11.521 частная (932,8 тысяч учащихся): 3) высшие элементарные школы с трёхлетним курсом обучения, имевшие отделения: общеобразовательное, сельскохозяйственное, индустриальное, коммерческое и домоводческое (цоследнеѳ для девочек).

Общеобразовательное отделение с трёхлетним курсом служило для подготовки учителей нормальных школ. В 1937/38 было 315 высших элементарных школ для мальчиков (49 тыс. учащихся), 240 школ для девочек (52,4 тыс. учащихся). Законом от 9/VI11 1936 продолжительность обучения в элементарной школе увеличена на 1 год (до 14 лет). Бо всех типах средней гос. школы Ф. в 1935/36 было 245,4 тыс. учащихся, а в частных—ок. 150 тыс. учащихся. Куі с обучения в средней школе семилетний. В силу различия программ и специфических экзаменационных требований, переход учащихся из элементарной школы и высшей элементарной школы в среднюю фактически чрезвычайно затруднён.

В 17 университетах Ф. насчитывалось в 1935 82,2 тыс. студентов. Кроме ун-тов, во Ф. имелась еще значительная сеть других высших специальных школ, как, например, Политехническая школа, Высшая парижская нормальная школа (готовит учителей) и ряд других высших учебных заведений. С конца

19 века во Ф. начала интенсивно развиваться сеть низших и средних профессиональных школ и практич. курсов. После второй мировой войны демократич. партии начали борьбу за подлинную демократизацию системы народного образования Ф.

ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 1789—91—см. Франция, Исторический очерк.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Наиболее ранние письменные памятники художественной литературы Франции относятся к средним векам; это—различные монастырские рукописи, жития святых. Они представляют собой обработку народных песен, эпических сказаний об исторических событиях, относящихся к эпохам Меровингов, Каролингов, Крестовых походов. К 12 веку окончательно оформилась героическая поэма «Песнь о Роланде», величественный литературный памятник средневековья, эпохи создания национальных государств. С 12 в. под влиянием провансальской литературы развивались поэзия трубадуров и рыцарские куртуазные романы (Кретьен де Труа), из которых особенно прославились романы т. н. брзтонского цикла о-рыцарях «Круглого стола» короля Артура. Знаменитый «Роман о Розе», относящийся к

13 веку, в его первой части, написанной Гийомом де Лорис, являлся образцом куртуазной литературы. С ростом городов большое распространение получили т. н. фабльо—небольшие стихотворные рассказы, большей частью сатирич. содержания, направленные гл. обр. против духовенства. На основе фабльо возник замечательный «Роман о Лисе», подвергавшийся впоследствии неоднократным литературным обработкам. Драматич. литература развивалась преимущественно в форме мистерий, достигших расцвета в 14—15 вв., и аллегорич. пьес—моралите, получивших развитие в начале Реформации. В поэзии возник жанр баллады; знаменитый тво] ец её— Гийом де Майю (ок. 1300—77). В области лирики прославился Франсуа Вийон (р. 1431, дата смерти неизвестна).

Возрождение во Франции не дало такой богатой литературы, как в Италии. В 1530 был создан королевский коллеж (впоследствии Коллеж де Франс), где изучали античность, греческий и латинский языки. При дворе Маргариты Наваррской группировались учёные, поэты—вольнодумцы и протестанты (Де-перье, Клеман Маро и др.). Великим писателем франц. Возрождения был гуманист Рабле (1494—553), автор прославленного реалистич. романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В гипер-болич. образах подверг Рабле сатирич. осмеянию нравы и общественную жизнь того времени, выдвинув гуманистическую утопию о гармонич. обществе без зла и противоречий (Телемская обитель), Во 2-й половине

16 в. большое значение для дальнейшего развития Ф. л. имела деятельность группы поэтов т. н. «Плеяды», во главе с талантливым поэтом Ронсаром (1524—85). Изучение античности помогло поэтам «Плеяды»—Ронса-ру, Дю Белле и др.—-освободить поэзию от средневековой теологии и схоластики-, ввести в неё новые поэтич. жанры, очистить поэтич. язык от схоластич. риторики («Защита и прославление французского языка» Дю Белле, 1549). Ожесточённые религиозные войны

2-й половины 16 в. нашли отражение в творчестве публициста и сатирика гугенота Аг-риппы д’Обинье (1550—630). Монтень (1533— 1592), хотя и восставал в своих «Опытах» («Essays») против чрезмерного увлечения античностью, но по своему жизнерадостному мировоззрению принадлежит к группе наиболее ярких писателей Возрождения.

Уже в первые годы 17 в., принесшего расцвет абсолютизма, начинается борьба с гуманизмом Возрождения и поэзией «Плеяды». Провозвестником классицизма 17 века был Малерб (1555—628), требовавший в искусстве строгой логической дисциплины, уравновешенной художественной формы. В ари-стократич. салонах маркизы Рамбулье, г-жи Скюдери культивировались жанры т. н. прециозной («жеманной») литературы—пастораль (Дюрфе), мадригал, рыцарский роман и др. Жеманная вычурность этой литературы была высмеяна Сорелем и Скарроном («Экстравагантный пастух», «Комический роман»), писателями, создавшими реалистический бытовой роман 17 в. Господствующей линией




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.