349    ФРАНЦУЗСКАЯ    ЛИТЕРАТУРА    350

развития литературы этого времени всё же был классицизм. В 1634 Ришельё основал Французскую академию, к-рая занималась «очищением» франц. языка и установила обязательные «правила», напр., знаменитые «три единства» для трагедии. Крупнейшими поэтами классицизма, оказавшими влияние на весь европейский классицизм, были Корнель (1600—84, «Сид»), Расин (1039—99, «Федра») и создатель поэтики классицизма Буало (1636—711, «Искусство поэзии»). В их произведениях главная проблема того времени— конфликт между рассудком и чувством, государственным долгом и личной страстью— получила наиболее яркое и законченное выражение. В творчестве великого создателя национальной французской комедии Мольера (1622—73, «Тартюф», «Мизантроп», «Дон Жуан») есть уже много отступлений от строгих правил классицизма, что вызвало нарекания Буало. Поэзия классицизма представлена баснописцем Лафонтеном (1621—95)

18 в. вошёл в историю как век Просвещения, идеологически подготовивший франц. буржуазную революцию 1789. Всесторонняя критика феодализма, феодальной культуры и религии, провозглашение «естественных прав» человека, культ разума составили главное содержание всей передовой литературы того времени. Первым великим просветителем был Вольтер (1694—778), автор бессмерт-' ной сатиры на религию («Орлеанская девственница»), многочисленных трагедий («Магомет», «Брут»), написанных ещё под влиянием классицизма, создатель философской повести («Кандид», «Мцкромегас»). Наиболее распространёнными жанрами в 18 в. были роман и драма. Плутовские романы Лесажа (1668— 1747, «ЖильБлаз»), бытовые—Мариво (1688— 1763, «Жизнь Марианны») и сентиментальный роман Прево (1697—763, «Манон Леско») отразили начавшуюся демократизацию общественной жизни и, в отличие от литературных героев классицизма—королей и придвоі -ных,—выдвинули гл. персонажем лит-ры «среднего человека». Шедёвром повествовательного жанра 18 в. было изданное посмертно произведение главы энциклопедистов Дидро (1713—84) «Племянник Рамо», высоко оценённый Марксом. Проповедь естественности и свободного чувства (роман в письмах «Новая Элоиза», «Эмиль»), критика противоречия цивилизации в произведениях Руссо (1712—78), автора политического знамени якобинцев «Общественного договора», оказали огромное влияние на всю литературу европейского сентиментализма. В области драмы наибольшую известность получили «Тюрка-рѳ» Лесажа, пьесы Детуша (1680—754), «Слёзная комедия» Нивель де Ла Шоссе (1692— 1754) и блестящие комедии Бомарше (1732—99, «Женитьба Фигаро»), к-рые, по мнению Наполеона, были уже «революцией в действии». Во время франц. бурж. революции конца

18 в. особого расцвета достигли публицистика (Марат, Робеспьер, Дантон и др.) и классич. формы поэзии (А. Шенье). В годы революции была создана «Марсельеза» (Руже де Лиль), ставшая нац. гимном Франции.

В период Наполеоновской империи официальным стилем оставался классицизм времён революции, но уже в это время начала распространяться романтическая литература, отражавшая разочарование общества в результатах бурж. революции. Большую роль в формировании романтич. направления сыграли работы г-жи де Сталь (1766—817, «О литературе», «О Германии»), ознакомившей французов с литературой и философией немецких романтиков. Для франц. романтизма (Виньи, Ламартин, позднее А. Мюссе) характерны ненависть к прозаической деятельности буржуазии, среди которой гибнут одинокие поэтические одарённые натуры.” Крупным писателем раннего романтизма был известный роялист и политический деятель Ре ставрации Шатобриан (1768—848, «Гений христианства», «Рене»). В отличие от реакционных романтиков, к-рые в своих историч. сочинениях идеализировали старину, П. Ме-риме (1803—70, «Жакерия», «Хроника Карла IX») изображает противоречия истории, обращая внимание на средневековые массовые народные движения. Позднее романтич. школа выдвинула своего наиболее прославленного писателя В. Гюго (1802—85); его предисловие к драме «Кромвель» стало литературным манифестом либерального романтизма в середине 19 века. Огромной популярностью в этот период пользовались политические песни и памфлеты Беранже (1780—857), направленные против Бурбонов, а затем против короля-буржуа Луи Филиппа.

В 1-ю половину 19 в. реалистич. литература достигает высшего развития. Великие реалисты этого времени—Стендаль и Валіза к. Участник походов Наполеона, сторонник идей Просвещения, Стендаль (1783— 1842) в своих романах («Красное и чёрное». «Пармский монастырь») даёт реалистич. картину общественной жизни и нравов Наполеоновской империи и периода Реставрации. Грандиозная «Человеческая комедия» Бальзака (1799— 850), в к-рую входит целая серия романов («Утраченные иллюзии», «Отец Го-рио», «Евгения Гранде», «Крестьяне» и др.), с глубоким реализмом и эпической полнотой изображает противоречия капиталистического общества, господство эгоистич. расчёта в отношениях людей, трагедию честных мечтателей и победу хищников-эгоистов, поклонников чистогана. Творчество Бальзака—вершина классического реализма: оно оказало влияние на всю последующую реалистическую литературу 19 взка. Многочисленные произведения писательницы Жорж Санд (1804—76) поднимали главным образом вопросы женской эмансипации.

Революция 1848 была переломным моментом в развитии Ф. л. Философия позитивистов и вульгарных материалистов, переносивших в область общественных науж методы естествознания, оказала влияние и на развитие реализма во 2-й половине 19 в. Видный историк и теоретик литературы И. Тэн (1828—1893) в своих работах («Философия искусства», «Английская литература») игнорирует влияние классовой борьбы, считает задачей литературы «точное» описание жизненных фактов без «морального, политического или религиозного» приговора над ними. Стремление к бесстрастной «точности» характерно для реалистов того ві еменн—братьев Гонкуров (Эдмонд, 1822—96, Жюль, 1830—70), А. Доде (1840—97, «Письма с мельницы»). Даже Флобер (1821—80) придерживался этого взгляда. В своих произведениях («Мадам Бовари») он с бесстрастным реализмом изображал огран;:-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.