351    ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА    Z52

чешюсть, пошлость, провинциальную узость и мелочность интересов бурж. жизни. Творчество мастера | еалистической новеллы Мопассана (1850—93) глубоко проникло в противоречивую сущность бурж. морали, лицемерия и продажности бурж. семьи, брака, любви. Революция 1871 нашла отражение в творчестве выдающегося поэта-коммунара Э. Потье (1816—87), автора пролетарского гимна «Интернационал», в поэзии Э. Вермеша, в прозе Ж. Валлеса, Разуа и др. После Парижской коммуны окончательно оформилось натуралистическое направление, теоретиком и выдающимся представителем к-рого был Э. Золя (1840—902, «Экспериментальный роман», «Ру-гон-Маккары»), Произведения Золя значительно расширили тематику литературы. Социальные вопросы, изображение жизни рабочих, крестьян, их тяжкого труда стали существенным содержанием натуралистич. литературы. По представление о законах общества как биологических законах приводило даже крупных натуралистов к искажению действительности. Из разложения натурализма в конце века возникают многочисленные школки и группы, к-рые и не ставят себе задачи правдивого изображения жизни. Ещё «парнасцы» (Леконт де Лиль, Сюлли Прюдом и др.) пришли к принципу «искусство для искусства». В творчестве Бодлера (1821—67), отца декадентства, отвращение к пошлости и прозе буржуа находит наиболее яркое выражение и приводит поэта к экзотике и эстетизации зла («Поэмы в прозе», «Цветы зла» и др.). Символисты (Верлен, Малларме, Рембо) считали главным содержанием поэзии не изображение конкретной, объективной действительности, а передачу субъективных неясных настроений. Крупнейшими символистами были бельгийский писатель Метерлинк (р. 1862) и ранний Вѳрхарн (1855—916). Дальнейшее развитие Ф. л. связано с первой мировой войной, ростом шовинистич. пропаганды (произведения М. Баррѳса, Ш. Пеги и др.) и послевоенным кризисом. Многочисленные и быстро распадающиеся литературные группки (кубисты—Аполинѳр, унанимисты—Ж. Ромен, Вцльдрік и др., дадаисты— Сандрар, Бретон, сюрреалисты—Селин и пр.) свидетельствуют о дальнейшем распаде реализма. Даже произведения таких крупных буржуазных писателей, как Пруст (1873—922, «В поисках утраченного времени») и эстет А. Жид (р. 1869, «Подземелье Ватикана»), являются примером измельчания реализма.

Наиболее талантливые писатели—А. Франс, Ромен Роллан, оставшиеся на реалистических позициях в литературе, видели упадок бурж. культуры. А. Франс (1844—924) с скептической иронией оценивает бурж. цивилизацию («Остров пингвинов», «Восстание ангелов»). В конце жизни он приветствовал Великую Октябрьскую социалистич. революцию. Ромен Роллан (1866—945), занимавший во время первой мировой войны пацифистскую позицию («Над схваткой»), следил за успехами социалистич. строительства в СССР и в цикле романов «Очарованная душа» приходит к признанию необходимости революционной борьбы. Последовательным революционером выступилА. Ба' бюс (1874—935), крупнейший писатѳ іь революционной литературы Франции 20 в., показавший в романе «Огонь» ужасы первой мировой войны и нечеловеческие страдания солдат. Барбюс в

1919 создал группу писателей «Кларте», в которую некоторое время входили Роллан, Франс, Вильдрак и др. и рано погибшие талантливые пролетарские писатели Р. Лефёвр (1890— 920) и Вайян Кутюрье (1892—937). С 1923 Барбюс был членом коммунистич. партии Франции. Он неоднократно посещал СССР и написал замечательную книгу о Сталине.

После поражения Франции во второй мировой войне и захвата сначала части, а затем и всей территории страны немецко-фашистскими варварами много перэдовых ф] анц. писателей подверглось жестоким преследованиям. Некоторые, как, напр., Мальро и Арагон приняли деятельное участие в движении сопротивления, вплоть до вооружённой, партизанской борьбы с оккупантами, многие же эмигрировавшие франц. литераторы включились в антифашистскую борьбу. После освобождения Франции для Ф. л. начался новый этап её развития.

ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА. Франц. народная песня с её ярко выраженным танцовальным началом, чёткой и рельефной мелодикой, ясной ладовой и ритмической организацией сильно влияла на профессиональное муз. искусство во все прогрессивные эпохи его развития. Народное муз. творчество оплодотворило блестящее искусство трубадуров, труверов и менестрелей (светская лирика

12 —13 вв.). В эту же эпоху расцвело многоголосие в культовой музыке (школа дискантистов). Ц інтром муз-.теоретической мысли стал Парижский ун-т (Сорбонна), где была уч, ѳждена кафедра музыки. Предвестием Ренессанса явилось движение Ars nova (новое искусство, 14 в.), в к-ром светское начало одержало верх над церковным. В 15—16 вв. франц. музыканты играли громадную роль в деятельности т.н. франко-фламандской школы (искусство полифонии). Высокого развития достигла в 16 в. светская многоголосная песня (Жаннекен, Лежен, Котле).

~ В 17 в., в пеі иод царствования Людовика XIV, основывается франц. опера—«лирическая трагедия»,—детище придворного классицизма (Люлли). Муз. содержание франц оперы и балета было обогащено Рамо (середина 18 в.), в творчестве к-рого проявилось, наряду с аристократич. галантностью, влияние рационалистнч. эстетики энциклопедистов. В 17—18 вв. расцветает инструментальная музыка—для лютни (Готье), клавесина (Шамбоньѳр, семья Куперенов, Рамо), оркестра (симфонии Госсѳка, середина 18 века).

Приезд в 1752 в Париж итал. труппы буффонов указал пути франц. бытовой комической опере (Дуни, Филидор), развившейся из ярмарочных п, едставлений. Под влиянием «мещанской драмы» в комическую оперу проникли идеи сентиментализма (Монсиныі, Грѳ-три). «Лирическая трагедия» была реформирована Глюком, к-i ый внёс в неё глубокий д аматич. пафос, идею героизма, принципы п остоты и естественности. Революция 1789 вызвала к жизни новые муз. формы. Большое значение приоб ели революционные песни, гимны, марши (Госсек и др.). В 1792 Руже де Лиль создал «Мар сельезу». Возникли новые оперные жан ы—исто, ико-герюич. one, а и «опера спасения» (Г етри, Керубини, Мѳгюль, Лесюер). В период Империи выдвинулись помпезные, условно-героич. оперы Спонтини.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.