tj-JO    ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТЕО    35G

готики (замок Шамбор и др. в области Луары). Крупнейшие архитекторы франц. Возрождения—строители дворцов (Лувра и Тюиль-ри в Париже) Леско и Делорм. В творчестве скульпторов Гужона и Ж. Пилона сочетается влияние итал. Возрождения с нац. формами зрелой готики. Связь с реализмом нидерландской живописи сказывается в правдивых портретах Ж- и Ф. Клуэ и Дюм стье. Искус*

{ ство Франции 17 в. даёт своеобразную раз-

Швейцарии, в Бельгии и Люксембурге. Первые письменные памятники Ф. я. восходят к 9 в. Усиление значення Парижа как политического и культурного центра с 13 в. привело к преобладанию наречия провинции Иль-де-Франс (гл. гор-—Париж) над остальными диалектами, и с 16 в. выработавшийся на его основе литературный и гос. язык стал 1 вытеснять местные наречия, сохраняющиеся теперь как крестьянские говоры (патуа). Кроме указанных выье стран Европы, на Ф. я. говорят в части Канады (свыше 2 млн. чел.), где он является вторым гос. языком, на нек-рых Антильских островах (в республике Гаити), в Алжире и других франц. колониях.

Лит.: Сергиевский М., История французского языка, М., 1938; Ш е р б а Л., Фонетика французского языка. Очерк франц. произношения в сравнении с русским, 2 изд., Л.» 15 39.

О- рАьЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО. Древнейшие памятники искусства на территории Франции (в древности Галлии) немногочисленны и относятся к римскому искусству (амфитеатр в Оранже, античный храм в Ниме и др.). К 10—11 вв. слагается стиль могущественных тогда в феодальной Франции монашеских орденов (гл. обр. клюнийцев и цистерцианцев), т. н. романский стиль. Искусство в это время целиком подчинено церкви. Господствует архитектура, гл. обр. церковная, с характерными для неё толстыми стенами и Коробовым сводом [на К).—в Тулузе, Клермон-Ферране, на 3.—в Периге, Пуатье, Ангулеме в Кане (Нормандия)]. В скульптуре преобладает декоративный рельеф. Встречается стенная живопись. В 12 в. возникает новый стиль—готика;его родина—разбогатевшие и осознавшие свою мощь города Сев. Франции. В 12—13 вв. в Париже, Бурже, Шартре, Реймсе, Амьене и др. городах вырастают грандиозные, украшенные многочисленными статуями и рельефами соборы, с высокими башнями, мощными контрфорсами, стрельчатыми сводами и арками, громадными окнами. В связи с этим развивается новая техника живописи на стекле (витражи в Сен-Дени, Шартре и др.). Статуарная скульптура, сохраняя в ранней готике связь с архитектурой и нск-рый схематизм (собор в Шартре), эволюционирует в направлении реализма (скульптура соборнщх порталов в Амьене, Реймсе). ” Продолжает развиваться миниатюра, иллюстрирующая рукописи. В 14—15 вв. архитектура (т. н. «пламенеющая готика») становится более воздушной и перегружается украшениями (собор и дворец в Руане). Скульптура объединяет реализм деталей с напряжённой выразительностью (Бургундская школа—Слютер и др., М. Коломб, глава Луарской школы). В Авиньонской школе стиль итал. фресковой живописи своеобразно сочетается с нидерландским реализмом. Большого совершенства достигают книжная миниатюра и портрет в творчестве мастера Турской школы Ж- Фуке. В 16 в. начинается новый период в истории Ф. и. С разложением феодального строя и образованием нац. гос-ва укрепляется светская культура (см. Гуманизм). Ф. и., бывшее ведущим искусством средневековья, подвергается глубокому влиянию передовой тогда страны, Италии, и сложившегося на её почве искусства Возрождения. Формы нового искусства вначале причудливо переплетаются с пережитками


I новидность стиля барокко (т. н. классицизм).

I В стране абсолютизма и бюрократич. центра-

I лйзации искусство получает отпечаток большей уравновешенности («классичности»), чем барочное искусство соседних стран. Франц. классицизмом* величайшими ьредставшелями к-рого были Пуссен и п< йзажист Клод Лоррэн были заглушены проявления во Ф. и. раннего бурж. реалі зма, представленного в

I творчестве гравера Калло, живописца Ж. де

I Латура и бр. Ленен. Крупнейшим мастером

I барочной скульптуры был Пюжѳ. Более пышным и вн шне декоративным становится ис-! куеетво 2-й половины 17 в., эпохи Людовика XIV (Версальский дворец, построенный Лево и Ардуэн-Мансаром и др., украшенный плафонной живописью Лебрена, дворцовый парк, распланированный Ленотром; декоративные ск льптурные группы Куазево и др.).

Первая половина 18 в.—время расцвета нзящного декоративного стиля рококо, связанного с узким кругом придворной аристократии. Рококо явилось реакцией против величественного, тяжелов сного искусства

17 в. Его создали Боффран, Оппенор и Мсй-сонье. Во Франции это—сти.<ь внутреннего убранстиа. В живописи представители рококо—поэтичный BaV'Vto. создатель пасторального жанра Ланкре, блестящий декоратор Б>ше, талантливые портретисты Латур, Натье и Токке. Замечательного совершенства достигают графика (книжные иллюстрации Уй зе-на. Моро, Г'равело и др.) и,прикладные искусства (особенно фарфор іі бронза).—Уже в середине 18 в. начинается поддерживаемое Дидро широкое движение за реалистич. искусство. Его крупнейший представитель— Шарден, поэтически ярко отобразивший жизнь третьего сословия. У Грёза реализм облекается . в сентиментальные, нравоучительные формы. Эпигоном искусства рококо был игривый Фрагонар. В скульптуре стиль, переходный от рококо к бурж. классицизму, представлен скульпторами Фальконе, Пига-лем и Гу доном, а в архитектуре—А. Габриэлем; архитектор Леду был непосредственным предшественником стиля ампир.

Уже перед бурж. франц. революцией 1789—94 создаётся в изобразит, искусствах строгий стиль бурж. классицизма. Третье сословие, идя на борьбу с феодальными пережитками, вдохновлялось гражданской доблестью древних и «просте ток» античного искусства (я-сивописец Луи Давид и его школа). Подосновой этого искусства был, еднако, реализм (портреты Л. Давида, его «Смерть Марата»). В конце 18 в. пробиваются и первые ростки романтизма в исторических и батальных картинах Ж- А. Гро. В годы Реставрации (1815—30) некогда революционный бурж. классицизм перерождается в ака-демич. эклектизм, разновидностью к-рого является строго линейное искусство Энгра, ярого противника нарождающегося роман-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.