357    ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО    $58

тизма. В колоритных, полных движения и драматизма композициях вождей последнего, Жерико и Делакруа, находят своё отражение стремления либеральной бурж. интеллигенции. В скульптуре романтич. напряжённость чувств и страстей передана в группах и статуях РюдаЧі анималиста Бари. Оппозиционно настроенные радикальные круги используют в первые годы Июльской монархии острое орудие социально-политич. карикатуры (выразительные рисунки и литографии Домье).

Реалистич. тенденции и поиски правдивой передачи действительности захватывают всё больший круг художников. Формируется школа пейзажистов, т. н. барбизонцев. Отказываясь от условного «исторического» пейзажа, они ставят своей задачей правдивую и прочувствованную передачу природы (Теодор Руссо, Дюпре, Добиньи, Тройон). Лирическим и интимным характером отмечены пейзажи близкого к ним Коро с их приглушенными, тонкими красочными гармониями. Для развивающегося во Ф. и. середины 19 в. реализма характерны его демокпатич. тенденции (творчество Милле и Курбе). Первый вводит в искусство правдивое, но творчески преображенное воспроизведение трудовой жизни крестьянина. В мощных, проникнутых материалистич. жизнеощущением образах Курбе передает окружающую его действительность. В последние годы Второй империи, во |время Франко-прусской войны и Парижской коммуны широкое развитие получает политич. сатира, направленная против реакции и ее пособников, против версальцѳв. В 60—70-х гг. 19 в. ведущую роль в борьбе реализма против официального академич. искусства играет замечательный живописец Эдуар Манэ. Однако реализм в эти годы утрачивает свою идейную глубину; интересы художников всё более сосредоточиваются на вопросах чисто живописных (см. Пленэризм). В скульптуре реалистич. тенденции сказываются в творчестве Карпо, Далу, анималиста Фремье.

В последней четверти 19 в. складывается импресеионілзм. Хотя он и приносит с собой дальнейшее идейное снижение искусства, тем не менее он имеет и ряд сильных сторон (жизнерадостность, тонкий колоризм, заме чатѳльная передача света). Его наиболее характерные представители—Клод Моне, Пис-саро, Сислей, Ренуар. В неоимпрессионизме (Сіра, Синьяк) намечается уже упадок импрессионизма, принимающего холодный экспериментаторский характер. У Дега и примыкающих к нему Тулуз-Лотрека и Форена выступают черты критич. реализма,, лишенного, однако, политич. заостренности. Продолжателями традиций Домье и Курбе выступили предвестники пролетарского искусства—рисовальщик Стейн лен и др. сотрудники оппозиционных сатирич. журналов «ІІІам-бар», «Ассьѳт-о-Бёр» и др. Идеалистич. стилизаторством отменена стенопись Пювис де Шаванна и др. представителей монументальной живописи конца 19 в.—Попытки преодоления субъективизма школы импрессионистов идут по нескольким направлениям. Сезанн, пытавшийся осуществить эту задачу путем четкого построения объемов и строгой композиции, приходит к схематизации формь: и даже деформации, к отрыву от действительности и формализму. Тот же отрыв от окружающей действительности приводит Гогена и группу примыкающей к нему Понтавенской школы, искавших создания монументальнодекоративного стиля, к увлечению «примитивизмом», искусством «первобытных» народов. Эмоционально-напряженное искусство голландского выходца Ван-Гога іг едвещало экспрессионизм. К группе неоимпресси нистов ПОЗ!ЩѲѲ примкнули вернувшиеся (вслед за Сёра) к композиционной картине и к Лгкора-тивизму М. Дени, Боннар, Вюйяр, Руссель и др. Компромиссным, «умеренным» геа-тнз-мом отмечено искусство изобразителей сьт крестьян и моряков—Бастьен-Лепажа. Лег-мита, Котте, Люсьена Симона и др. Поэтами семейной «интимности» выступают Э. Ка: и его под нажате ли. Воздействием живописи старых мастеров запечатлено искусство по: -третистов Рикара, Бонна, Эбера, Фантен-Латура, как и пейзажи последних барбизон-цев—Арпиньи, Пуантелепа, Казена и др.

В архитектуре 19 в., после долгого господства эклектики и подражания стилям прошлого—готике и особенно Ренессансу, с конца

19 в. наблюдаются попытки создания нового стиля с учетом новых строительных материалов (железа, стекла, железобетона) и новых технич. возможностей. На первый план выдвигается проблема перекрытия больших пространств. Завершением этих исканий явился конструктивизм, крупнейшими представителями и теоретиками к-рого являются О. Пер-ре и Ле Корбюзье. Фетишизирование инженерной техники в конструктивизме привело к своеобразному геометрич. формализму. Импрессионизм в скульптуре представлен творчеством высокодаровитого Ог. Родена, не утратившего, как многие другие импрессионисты, тонкого чувства пластич. формы. Преодоление импрессионизма знаменуют монументальные работы Бутіделя. В своей борьбе с импрессионизмом Майоль стремится к замкнутости композиции и ясности формы классйч. искусства Греции. Близок к реализму Деспио в своих портретных бюстах.

Годы непосредственно перед первой мировой войной и после неё отмечены необычайным разбродом идей, направлений, школок и групп. Из сезанновских «сдвигов» вышел кубизм, основателями к-рого были испанец Пабло Пикассо и Брак. Влияние эмоциональной живописи Ван-Гога сказывается в творчестве Вламенка, Фриеза и до. «Примитивный», сильный по краскам «лубок-ценился в картинах самоучки Анри Руссо. Так наз. фовисты («дикие»), возглавляемые Матиссом, сводят живопись к плоскостному красочному орнаменту. После первой мировой войны 1914—18 намечается возврат к искусству прошлого (реалистич. тенденции Дерена, пейзажи Вламенка и Утрилло, классицизм Валлотона и др.). Экспрессионизм получич слабое развитие во Франции (Руо). Но все эти попытки носили неизгладимую печать формализма и отрыва от действительности.—После освобождения Франции во вторую мировую войну от оккупировавших страну германофашистских войск стало возможным прерванное оккупацией развитие национального Ф. и.

Лит.: Гуртик Л.,Франция, М., 1914 (Всеобщая история искусств); Плеханов Г., Французе*- я драматическая литература и французская живопись 18 века с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М., [1924]; М о к л е р К., Импрессионизм. Ег история, его эстетика, его мастера, М., [1908]; Тт-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.