363    ФРЕЙЛИГР АТ—ФРИГОЛЬДЕРЫ    364

ства, возникает душевный конфликт, приводящий нередко к болезни, психоневрозу. При этом сам больной не сознаёт своих влечений, и представления, связанные с влечениями, по Ф., не проникают в сознание или вытесняются из него в область «бессознательного». «Бессознательное» играет основную роль в психоаналитическом учении о неврозах и * объяснении Ф. сновидений, ошибочных действий и т. п. Ф. пытался объяснить и общественные явления, напр., возникновение религии, исходя из своего учения о «бессознательном» и о доминирующей роли половых влечений. Лженаучные теории Ф. получили значительное распространение среди буржуазных невропатологов и психологов, а также нашли отражение в буржуазной литературе.

ФРЕ'ЙЛИГРАТ (Freiligrath), Фердинанд (1810—76)—нем. поэт, член Союза'коммунистов, был сотрудником «Новой рейнской газеты», редактировавшейся Марксом. Первый сб. стихов Ф. («Gedichte», 1838), воспевавший экзотику Востока, был написан под влиянием романтич. поэзии; позже Ф. стал интересоваться социальными вопросами (сб. «Са

і га», 1846). После встречи и работы с Марксом и под влиянием событий революции 1848 Ф. написал свои лучшие политич. стихи: «Мёртвые—живым», «Революция», «Блюм» и др., дышащие революционным энтузиазмом. В последние годы жизни Ф. отошёл от революционной борьбы и даже прославлял Бисмарка.

ФРЕ'ЙТАГ (Freytag), Густав (1816—95)— нем. писатель, один из крупнейших представителей буржуазного реализма 50—70-х годов 19 в. Наиболее известен роман «Дебет и кредит» (1855) и серия романов «Предки» (1873—81).

ФРЕНЕ'ЛЬ (Fresnel), Огюстен Жан (1788—

1827)—гениальный французский физик, член Французской академии наук, основатель современной волновой теории света. Рядо блестящих опытов по интерференции и дифракцйи света доказал несостоятельность гссподствовавшей тогда корпускулярной теории света и правильность волновой теории, рассматривающей свет как волновое движение. Особую роль сыграл опыт Ф. с интерференцией света от двух зеркал: свет, исходящий из одного источника, отражается одновременно от двух слегка наклонно расположенных друг к другу зеркал и, попадая на экран, образует попеременно светлый и тёмные полосы. Этот опыт мог быть объяснён только на основе волновой теории света. Исследуя интерференцию поляризованных лучей, Ф. доказал, что световые колебания являются поперечными (т. е. происходят перпендикулярно направлению луча). Ф. всесторонне разработал волновую теорию света (оптику кристаллов и др.). Одновременно он как инженер много работал над усовершенствованием маяков и освещения городов.


Из работ Ф. по теории света см. Френель О. Ж., О свете (рус. пер.). Мемуар, М.—Л., 1928 (Классики естествознания..., кн. 18).

ФРЕНСИСА ТУРБИ'НЫ—гидравлические реактивные турбины с радиальным внешним подводом воды. Рабочее колесо Ф. т. состоит из двух ободьев, соединённых между собой изогнутыми лопатками. См. Турбины, Гидравлические двигатели.

ФРЕНЧ (French), Джон (1852—925)—англ. фельдмаршал. Участник Англо-бурской войны (1899—902). С начала первой мировой войны и по декабрь 1915 был главнокомандующим британской экспедиционной армии во Франции.

ФРЕ'СКА (от итал. al fresco—по-сырому)— живопись по сырой штукатурке. Техникой фресок выполнено большинство старинных памятников монументальной живописи (стенная роспись в Помпеях, в катакомбах, романском, византийском и древнерусском искусстве, в искусстве Возрождения). Техника Ф. требует от художника особой уверенности, т. к. не допускает никаких поправок после того, как штукатурка высохла. Поэтому художники сначала выполняют эскиз на картоне и с него переносят рисунок на стену. Начиная с Леонардо да Винчи был испробован ряд способов замены Ф. другой техникой, но они ни к чему не привели. В последнее время Ф. находит в СССР всё более широ кое применение в украшении общественных здании.

ФРИ'ГИЯ—страна на С.-З. Малой Азии, с 12 в. до хр. э. населённая фригийцами. Ф., лежавшая на торговом пути из Азии в Европу, была связана тесными торговыми сношениями с Грецией. До 7 в. до хр. э. была самостоятельна, затем находилась под властью Лидии. В 6 в. до хр. э. Ф. была покорена Персией, а в 4 в.—Александром Македонским; во 2 в. до хр. э. она вошла в состав римской провинции Азии. Культура Ф. была широко распространена: напр., фригийский культ богини Кибелы распространился по всему античному миру. Ф. создала также особый музыкальный строй (т. н. фригийский лад, оказавший влияние на развитие музыки).

Так наз. фригийский колпак (красный с кисточкой), к-рый в королевской Франции служил головным убором галерников, был перенят якобинцами в 1792 после прибытия в Париж амнистированных Нац. собранием солдат швейцарской королевской гвардии, к-рые в своё время были осуждены на галеры за мятеж. Колпак стал тогда символом свободы и фигуриру' т в этом качестве до наших дней на женской фигуре, изображающей Французскую республику.

ФРИ ГО'Л ЬД ЕРЫ, точнее фрихолдер ы—-в Англии «свободные держатели» земли (free hold—свободное держание). Фригольд мог быть или «рыцарским держанием»—пожалованием от короля или другого лорда под условием военной службы и др. повинностей, или т. н. с о к а ж е м—держанием на условии платежа денежной ренты и несения служб с.-х. характера, к-рые были постепенно заменены денежными взносами. Во время английской революции был издан акт, подтверждённый при реставрации Стюартов, по к-рому все держания на условии военной службы были приравнены к «свободному обычному сокажу». Лишь с 1925 особым актом предусматривался выкуп в 10 лет платежей, к-рые были обязаны вносить Ф. лорду манора при переходе «свободного держания» по на




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.