385    ФУРЬЕ—ФУТУРИЗМ    386

страсть к творчеству, здесь жѳ, в труде, находящую и своё удовлетворение.

Наличие в фаланге трудящихся и капиталистов определяет неравенство членов и в,труде, и в распределении дохода, и в потреблении. Весь доход ассоциации делится на три части: между трудом, капиталом и талантом. Ф. предполагал, что переход к системе гармонии может осуществиться в результате мирной пропаганды путём организации образцовых фаланг, к-рыѳ увлекут своим примером всё человечество. Классовую борьбу в капиталистич. обществе Ф. ясно видел, но не считал её силой, способной привести к социальному переустройству.

Ряд черт в системе Ф. придаёт ей мѳлкобурж. характер: надежда на примирение классов при сохранении капитала, стремление к хозяйственной раздробленности, к мелким, независимым друг от друга хозяйственным единицам и т. д. Тем не менее,резкая критика капитализма в учении Ф. и нек-рые замечательные предвидения в его положительной системе (уничтожение узкого профессионализма, труд по влечению и способностям как естественная потребность и наслаждение, чередование разных видов труда, устранение противоположности между городом и деревней и др.) сыграли большую роль в развитии социалистич. мысли.

В 1830-х гг. учение Ф. получило довольно широкое распространение. С 1832 выходил журнал фурьеристов «РЬаІапэІёге» («Фаланстер»), в 1836 стал выходить журнал «Phalange» («Фаланга»), а в 1843—ежедневная газета «Democratic pacifique» («Мирная демократия»). Крупнейшим представителем школы Ф. был Консидеран. В 1830-х и 40-х гг. было сделано во Франции и в Америке несколько неудачных попыток практич.применения идей Ф.—в частности фамилистер Годена во Франции и Брук-фарм в США. В России фурьеризм оказал известное влияние на петрашевцев. Наиболее прогрессивные идеи фурьеризма нашли своё отражение п в знаменитом романе Чернышевского «Что делать?».

Педагогические взгляды. Ф. подверг резкой критике всю систему воспитания в буржуазном обществе. По Ф., буржуазное воспитание основано на подавлении личности ребёнка. В изображённом Ф. строе «гармонии», в противовес капиталистич. строю, воспитание направлено гл. обр. на развитие самодеятельности ребёнка, свободное проявление его склонностей, на его фи-зич. развитие и подготовку его к общественной жизни, на развитие трудовых навыков и влечений. По Ф., приобретение ребёнком трудовых навыков и познаний должно исходить из его естественных влечений и свободного развития его страстей. Ф. считает необходимым общественное дошкольное воспитание, он предлагает осуществить в особых детских мастерских трудовое воспитание, сочетать индивидуальное творчество детей с коллективной работой, обращает большое внимание на эстетическое воспитание ребёнка. Педаго-гич. идеи Ф., несмотря на то, что в них было много утопического, своей яркой критикой буржуазного воспитания оказали большое влияние на дальнейшее развитие передовой педагогики.

Соч. Ф.: Избрайные сочинения, с предисл. ... Ш. Жида, пер. с франц. под ред. В. Тотомианца, М., 1918; Избранные сочинения [под общей ред. А. Дворцова), т. I—II, М., 1938—39; О воспитании при строе гармонии, пер. с франц. Г. М. Филиппова, [М.] 1938.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, [М.], 1938 (см. раздел III); их же Немецкая идеология, Соч., т. IV, [М.], 1937 (см. Фурьеривм); Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XV, М., 1935; его те, Фурье о торговле, там же, т. V, М.—Л., 19Ї9; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Соч., т. VII, М.—Л., 1 9і5, гл. lit; его же. Утопический социализм 19 века, там же, т. XVIII, 2 изд., М.—Л., 1928 (см. Французский утопический социализм).

ФУТ (от англ. foot—нога)—мера длины, принятая в России до введения метрич. системы. В разных странах имеет различную величину. Русский и англ. Ф.=7, саж. = 12 дюй-мам = 30,479 см; прусский Ф. =31,4 см; австр. Ф- =31,6 см; швейц. Ф. =28,3 см; старый парижский Ф. = 32,5 см и т. д.

ФУТБОЛ (англ. football—ножной мяч)— спортивная игра. Возникла в Англии, с начала 20 в. сделалась распространённейшим видом спорта во всём мире; по степени своего развития стала в СССР подлинно нар. игрой. Существует неск. видов Ф. Наиболее популярны: Ф. «ассоциации», принятый во всех странах, за исключением Америки, Ф. «регби» и сходные с ним Ф. американский и австралийский. Для игры служит ровная площадка длиной 90—120 м и шириной 60—90 лі. По лицевым сторонам площадки установлены ворота (7,32x2,44 м). В игре участвуют

2 команды по 11 чел. каждая: вратарь (голкипер), 2 защитника (беки), 3 полузащитника (хавбеки) и 5 нападающих (форварды). Задача команд—забить в течение Н/г-часовой игры (2 хавтайма по 45 мин. с пзрерывом) наибольшее число раз кожаный мяч в ворота противника (гол). Касаться и брать мяч руками разрешается только вратарю. Нарушения правил наказываются «свободным» и штрафным ударами. Ф. способствует развитию решительности, ловкости, умения быстро ориентироваться в обстановке, выносливости. Бег и разнообразие движений, встречающиеся в игре, хорошо развивают мускулатуру (особенно нижних конечностэй), укрепляют лёгкие и сердце. Эти качества делают Ф. ценным средством физического развития и физического воспитания молодёжи с 12—14 лет и взрослых.

ФУТЕРО'ВКА (нем.)—внутренняя обмуровка (облицовка) промышленных (металлургических, химических, силикатных, термических и т. п.) печей; делается из огнеупорного кирпича (шамотного, магнезитового, динасового) или огнеупорной набивной массы.

ФУТУРИ'ЗМ (от лат. futurum—будущее)— упадочническое течение в литературе и в искусстве, возникшее на рубеже 20 в. и наиболее полно развившееся в Италии и России. Ф. проявился во всех областях искусства—в литературе, живописи, скульптуре, музыке, театре и др.

Художественная платформа Ф. впервые была выработана представителями итал. искусства во главе с Маринетти. Наиболее значит альными представителями итал. Ф. были: в литературе—Маринетти, Буцци, Фольгора, Паллацески, в живописи—Карра, Северини, Руссало, Соффичи, в скульптуре—Боччони, в архитектуре—Элиа. Для итал. Ф. характерны прославление индустриального прогресса, борьба с художеств, традициями прош



ле. С. Э. т. XI.

13




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.