485    .ХРИСТИАНСТВО    486

богом и людьми, о замене жертвоприношений моральной жертвой—заботой о бедных и т. п.) и к-рого Энгельс наЗвал «отцом христианства». Первый письменный источник X.—Апокалипсис—относится ко второй половине 1 в. хр. э. (написан он между 67—69 гг.). X. выступает в нём ощё как секта иудаизма, но, видоизменившись и утратив свои специфически иудаистские черты, секта эта скоро становится достоянием всего греко-римского мира. X. в тогдашних условиях Римской империи становится новой мировой религией. Оно было, как указывал Маркс, выражением и продуктом краха античных порядков. Социальные условия возникновения X. и процесс формирования его идеологии классическим образом показаны Энгельсом (в его работах

о раннем X.). Социально-экономические условия времени возникновения X. заключались в том, что античное общество, основанное на рабстве, находясь в процессе своего упадка, своего экономического, политического, морального и умственного разложения, попало в «безвыходный тупик» (см. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 1, стр. 126—127).

Сторонники первоначального X. состояли гл. обр. из низших слоев населения, из «трудящихся и обременённых», преимущественно из рабов, из разорившихся людей, принадлежавших к самым различным слоям населения. Положение всех этих групп, особенно рабов, было самым невыносимым. Массы искали выхода из этого положения. Но реального земного выхода никто не мог указать.

X. нашло выход, но_ не действительный, а иллюзорный, не на земле, а на небе. т. е. на том свете, после смерти. X. ввело ряд больших изменений по сравнению с прежними религиями. С особой резкостью оно противопоставило земле небо, выдвинув на первый план заботу о небесном спасении, чем и объясняется то место, к-рое в нём занял миф

о Христе. По раннему христианскому учению, жертва Христа заменила собой кровавые жертвоприношения и культ всех прежних религий. Таким образом, X. отбросило обрядность, к-рая была главным элементом всех существовавших до тех пор религий, и сблизило все народы, культовое отчуждение к-рьіх было одной из главнейших причин их ненависти и вражды друг к другу.

X. выступило с проповедью идеи равенства всех людей. Правда, это была идея равенства людей перед богом, равенства греховности. Но проповедь и такого равенства привлекала к X. массы обездоленных людей.

Решительное выступление X. против всех других религий древнего мира и свойственной им обрядности, а также обращение своей проповеди ко всем народам и к последователям всех религий и сделало его, как указывает Энгельс, «первой возможной мировой религией» (Маркс и Энгельс," Сеч., т. XV, стр 609). Этот интернационализм был в первобытном X. плодом не самопроизвольного зарождения, а преобразования его в религию Римского государства. ГІОд игом Рима в одинаковом бесправии давно уже исчезли нац. перегородки. Интернационализм или, скорее, космополитизм давно уже стал достоянием широких кругов римского общества и особенно настойчиво пропагандировался стоиками. Христиане сумели распространить X. из «общества» в широкие народные низы. Христианские идеологи сумели освободить X. от нац.-иудейской узости и от тонкости мистико-философских "учений и сделать его вселенско-римской религией, приспособленной к пониманию простых страждущих масс.

Первоначальное X. не имело единой системы своего учения. Оно распадалось на многочисленные, враждовавшие друг с другом секты. Идеология его вначале была ещё сумбурной, и процесс формирования её проходил в течение трёх первых веков его существования (хотя он не прекращался и после этого). Христианская идеология сложилась, во-первых, из переработанных христианством религиозных идей иудаизма и мессианистических чаяний евреев, сильно распространившихся после потери ими самостоятельности во второй половине 1 века хр. э., во-вторых, из свойственной всем народам древнего Востока веры в умирающих и воскресающих богов-спасителей (сирийский Адонис, фригийский Аттис, египетскгй Озирис, вавилонский Таммуз и др.) и, в-третьих, из вульгаризированных идей греко-римских философов, особенно учении стоиков и неоплатоников. Римского стоика Сенеку, у которого X. заимствовало многие принципы своего морального учения, Энгельс называл «дядей христианства» (см. Маркс и Энгельс. Соч., т. XV, стр. 603). У стоиков же христианство заимствовало и идею космополитизма.

Углубление кризиса в Римской империи привело к росту численности сторонников X., которое распространяется по всем областям империи. Всё в большем количестве в христианские общины начинают входить и представители богатых и знатных слоев населения империи. Эти богатые и знатные члены христианских общин стали выдвигаться на первое место и, занимая привилегированное положение в общинах, оказывать влияние на идеологию эгих общин и на все другие стороны их жизни. Христианское учение проделывало значительную эволюцию. Если для содержания Апокалипсиса характерны вера в скорую гибель «великой блудницы»— Рима—и всего мира, второе пришествие Христа и его тысячелетнее царство на земле, то в посланиях апостолов и в евангелиях, появившихся позднее (во 2 в. хр. э.), говорится уже

о необходимости примирения с существующими порядками, освящается рабство, проповедуется покорность властям, непротивление злу насилием, любовь к врагам. Вследствие изменения социального и политич. содержания христианского учония изменилось и отношение Римского государства к христианской церкви. X., подвергавшееся сначала гонениям со стороны власти (особенно сильными гонения были при императоре Нероне, во второй половине 1 в., и при императоре Диоклетиане, конец 3 в.—начало

4 в.), превращается из гонимой организации не только в терпимую властью, но и покровительствуемую, а потом и в господствующую государственную религию. Император Константин, оценивший огромное политич. значение христианской церкви, сначала легализовал её (Миланский эдикт 313), а в 324 провозгласил X. гос. религией. С этого вре-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.