497    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХАТ)    49$

подчиняясь характеру господствующего стиля эпохи (Возрождение, затем барокко, рококо, классицизм). В 18 в. расцвели гобеленное и фарфоровое производства; появились крупные центры X. п.в Париже, Флоренции, Аугсбурге, Нюрнберге и др. В странах Востока (Индии, Японии и Китае) развилась выделка узорных цветистых шёлковых тканей, ковров, ювелирных изделий и набивных тканей.

В России X. п. существовала уже в Киевский период, гл. обр. в ювелирном, резном деле. Резьбой по дереву и камню славились Псков и Новгород, откуда неоднократно вызывались мастера в Москву. В Московский период (15—17 вв.) мебельное искусство, золотошвейное дело, ткани, вышивки, резная кость, обработка металла отличались богатством и сложностью орнаментации, гл. обр. растительной и цветочной. 18 век даёт образцы X. п. в крупнорельефной резьба по дереву, резной кости, ткачестве и кружеве, мебели, отражающих стили эпохи барокко и классицизма. Особое распространение X. п. находит в народном кустарном искусстве (в вышивках, кружеве, набойке, резном и рос-пксном дереве, металле, коврах, керамике, кости), где складываются высокохудожественные традиции, возникают формы пышной орнаментации. Но в 19 в. под нивелирующим влиянием капиталистич. способа производства падает целостность и художественное качество стиля X. п.

Только в Х.п. СССР народное искусство получило неисчерпаемые возможности роста; каждый народ утверждает свои художественные национальные формы, восстанавливая лучшие народные мотивы и создавая новую, советскую тематику; кроме орнамента, в X. п. СССР широкое распространение получили изобразительные композиции, мало известные раньше народным мастерам. Пользуется мировой известностью искусство миниатюристов Палеха и Мстеры, холмогорских резчиков, ковровое мастерство Азербайджана и Туркмении и пр. Развивается мастерство цветной и белой вышивки, узорное ткачество, ковроделие, имеющее свой стиль (на Кавказе— с геометрическими многоцветными узорами, в Туркмении—с узорами, выдержанными в утонченных одноцветных гаммах, с растительными—на Украине и в Курске). На коврах часто изображены окружённые тонкой, богатой орнаментацией портреты Ленина, Сталина и Молотова. Мастерство вышивки, узорного вязания распространено в СССР повсеместно. Фабричная Х.п. находит огромное развитие в текстиле—в тканях, украшаемых набивными рисунками, в мебельных декоративных материях, в фарфоровом и металлическом производствах.    в■ Василенко.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СССР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО (МХАТ)—драматический театр, представляющий лучшие реалистич. традиции русского сценического искусства, углублённые новыми методами актёрского и режиссёрского мастерства. Первоначально назывался «Художественно-общедоступным». Основан в 1898 в Москве К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко—его бессменными руководителями. Продолжая и развивая традиции психологич. реализма М. С. Щепкина, МХТ на рубеже 20 ьека осуществил реформу русского театра. Он поднял на небывалую высоту идейно-художественное значение театра, выдвинул современный репертуар (пьесы А. Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Ибсена и др.), изгнал со сцены ложную театральность и условность, штампы и рутину. МХТ впервые в истории рус. театра утвердил значение режиссёра как идейно-художественного руководителя и организатора спектакля, создал непревзойденный сценич. ансамбль, утвердил понимание спектакля как единства всех театральных элементов (от актёра до бутафора и осветителя).

В историко-бытовых постановках («Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Юлий Цезарь» Шекспира) МХТ показал разнообразие и новизну рѳжиссёрско-постановочных приёмов в передаче «атмосферы эпохи», точности и жанровой яркости исторической, бытовой и этнографической обстановки, декораций и костюмов, ввёл тщательно разработанные массовые сцены. В своей работе МХТ частично использовал опыт труппы мейнингенцев.

Наиболее полно характерные особенности психологич. реализма МХТ проявились в постановке чеховских «драм настроения» («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов»), где за внешней оболочкой обыденной, буднично-прозаич. жизни МХТ показал внутреннюю насыщенность глубоких и тонких психологических переживаний, передавая скрытый за словами «подтекст», лирику чувств и настроений. Стремясь к правде жизни на сцене, МХТ поднимался до глубоких социальных обобщений («Доктор Штокман» Ибсена). Общественно-политич. линия в репертуаре МХТ получила осуществление и оформилась в постановках пьес М. Горького («Мещане», «На дне», «Дети солнца»), содержащих протест против социальных условий капиталистич. общества..

После революции 1905 МХТ испытал кратковременное влияние модернистско-симво-листич. искусства («Драма жизни» Гамсуна, «Жизнь человека» Л. Андреева, «условная» постановка «Гамлета» англ. реЬкиссёром Г. Крэгом и Станиславским и др.), но главное своё внимание сосредоточил на постановках русских и иностранных реалистов (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Островский, Салтыков-Щедрин, Мольер, Гольіони). В поисках «современной трагедии». МХТ -обратился к инсценировкам романов Достоевского («Братья Карамазовы», «Николай Ставрогин»), Увлечение МХТ религиозно-философской проблематикой Достоевского привело к временному разрыву МХТ с М. Горьким. В годы первой мировой войны МХТ вступил в полосу затяжного творческого кризиса.

Великая Октябрьская социалистич. революция создала условия для нового блестящего расцвета МХАТ, к-рый становится подлинно народным театром, академией русского сценич. искусства, ведущим драматич. театром страны. Наряду с выдающимися актёрами—И. М. Москвиным, В. И. Качаловым, Л. М. Леонидовым,-О. Л. Книппер-Чеховой, М. П. Лилиной, М. М. Тархановым, МХАТ воспитал целую плеяду талантливых актёров «второго поколения» (Н. П. Хмелёв, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Б.Г. Добронравов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ли-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.