ЦЕПЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ—ЦЕРКОВЬ    638

ков пехотного (стрелкового) подразделения (отделения, взвода) в наступательном бою.

' При ведении огня и движении в атаку бойцы, составляющие Ц. с., должны находиться на расстоянии 6—8 м друг от друга. В 18—19 вв. расстояния между бойцами в цепи были значительно меньше (обычно 1—2 м), однако возросшая огневая мощь обороны, в особенности действие автоматич. оружия, заставила войска применять более разреженные цепи.

ЦЕПЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ—ряд соединённых между собой проводников, составляющих вместе с источником тока замкнутый путь для движения электричества. См. Э лектрический ток.

ЦЕ'РБЕР (лат., от греч. собств. Kerberos)— в древнегреч. мифологии трёхголовый пёс с хвостом в виде змеи и змеями на шее, стороживший вход в преисподнюю. Слово «Ц.» употребляется в значении «неусыпный страж*.

ЦЕРЕЗИ'Н (лат.)—белое или жёлтое вещество, похожее на пчелиный воск, уд. вес 0,896—0,941, темп-ра каплѳпадения 66—80°; растворим в бензине. Получается очисткой озокерита. Применяется в производстве цветных карандашей, кремов для чистки обуви, массы для натирания полов, ремней, для выделки свечей, апретуры тканей, в парфюмерии и пр.

ЦЕРЕМОНИА'Л (лат.)—распорядок к.-л. торжественной церемонии.

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ МАРШ (в Советской армии—т оржѳствѳнный мар ш)—прохождение войск в торжественных случаях (на парадах) перед начальствующими лицами в развёрнутом строю или в колоннах строевым шагом, под звуки музыки.

ЦЕРЕ'РА—1) у древних римлян богиня плодородной нивы, покровительница роста хлебных злаков. Особенно чтили Ц. плебеи. Позже Ц. была отождествлена с греч. богиней Деметрой. 2) Первый по времени открытия астероид. Открыт в 1801 Пьяцци.

ЦЕРЕТЕЛИ, Акакий (1840—915)—крупнейший грузинский поэт, беллетрист, драматург. Создатель нар.-демократич. течения в грузинской литературе. Основные мотивы его творчества—борьба против нац. притеснения, угнетения крестьян, бюрократич. произвола. Произведения Ц. отличаются реалистич. яркостью. В них изображены героическое прошлое грузинского народа (поэмы и стихотворения «Баграт Великий», «Торник Эри-стави» и др.), а также тяжёлая жизнь грузинского крестьянина, его горести и нужда. В 1905 захваченный революц. подъёмом, Ц. посвятил революции цикл стихотворений («Кинжал», «Долой», «Сбылося всё, о чём мечтал я» и др.), в к-рых призывал к борьбе против врагов трудящихся. Лирика Ц. отличается красотой и богатством ритмов. Ц.—один из создателей современного грузинского лит. языка. Из прозаич. произведений Ц. выделяются его «Автобиография» и повести «Баши Ачук» и «Приключения». Многие стихи Ц. положены на музыку. Стихи и поэмы Ц. переведены на рус. язык (М., 1936).


ЦЕРЕТЕЛИ, Георгий (1842—900)—грузинский писатель, публицист, общественный деятель. Окончил Петербургский ун-т. За участие в студенческих волнениях 1861 был арестован и заключён в кронштадтскую тюрьму. По возвращении в Грузию вёл энергичную работу по созданию и редактированию пѳрио-дич. изданий. В своих произведениях Ц. саркастически изобразил помещичий уклад жизни («Книга путешественника», «Тётя Асмат» и др.), показал процесс капиталистич. развития Грузии («Первый шаг», «Серый волк» и др.). В критич. работах Ц. подчёркивал социально-общественную роль искусства. Ц. давал возможность членам первой марксистской организации в Грузии Месаме-даси участвовать в редактируемом им с 1893 по 1898 журнале «Квали».

ЦЕ'РИЙ, Се—ковкий металл железно-серого цвета; химич. элемент группы редких земель; ат. в. 140,13, порядковое число 58, уд. в. 6,8, темп-ра плавления 630°; даёт соединения двух типов—Се203 и Се02. Применяется в сплаве с железом для «зажигательных камешков», с магнием—для вспышек; его соединения применяются в светящихся солях, для углей дуговых фонарей, в зубных цементах, для утяжеления шёлка, как катализаторы, для окрашивания фарфора и пр. Ц. входит в состав ауэровских калильных сеток.

ЦЕРКОВНАЯ ОБЛАСТЬ—то же, что Папская область.

ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК—см. Старославянский язык.

ЦЕРКОВЬ (старославянское, от греч. «ки-риакон»—дом господень)—1) в узком смысле— храм, т. е. здание, в к-ром совершается христианский религиозный культ. 2) Религиозный союз, объединённый единством верований (догматов), обрядности и организации. Термин применяется гл. обр. к христианским орг-циям. Устройство Ц. (со всеми их подразделениями) различно, причём каждая из них имеет б. или м. развитую систему догматов и культа. Во главе Д. стоит клир или духовенство, к-роѳ обычно организовано на началах иерархии. Ц. противопоставляет себя как «божественное установление» окружающему «мирскому», светскому обществу. Сходные с христианской Ц. орг-ции существуют в буддизме, шламе и др. Выделение «клира» в христианской Ц., с епископами во главе, установилось в 3 в. Позднее наметилось и начало разделения Ц. на восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую); это разделение завершилось в 11 в. (см. Разделение церквей). На Западе, в связи с развитием феодализма, во главе церковной иерархии установилась власть папы. На Востоке, в Византии, где сохранилась власть императора, укрепился цезарепапизм.

Тесная связь Ц. (особенно на Западе) с феодализмом (см. Католицизм) вызвала в

12—15 веках появление ряда оппозиционных сект (вальденсы, катары и т. п.), выражавших свой протест в религиозной и часто антицерковной форме; секты встречались и на византийском Востоке, а также и на Руси (богомилы, стригольники). В 16 веке во многих странах Зап. Европы развивается движение Реформации. В результате на место единой католической Ц. появляются новые Ц.—лютеранство, кальвинизм, англиканство и другие протестантские Ц. (см. Протестантизм). В России при Петре I в системе правительственных учреждений было создано ведомство по делам Ц.—Синод. В странах







Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.