-565    ЦЫГАНЕ—ЦЫГАНСКИЙ ЯЗЫК

слуги перед Советским государством и большевистской партией награждён орденом Ленина.

ЦЫГА'НЕ (самоназвание—рома, т. е. люди)—народ индийского происхождения, живущий в наст, время почти во всех странах Евроіы, Азии, в Сев. и Юж. Африке, а также в Америке или оседло или в полуко-чэвом состоянии. Язык Д. относится к группе новоиндийских языков, с примесью слов из языков окружающего населения. Родина Ц,—сев.-зап. Индия, откуда они вышли не позже 10 в. В Европу Ц. пришли через Малую Азию и Балканский п-ов, где они были уже в 13 в.; в нач. 15 в. Ц. появились в Венгрии и затем рассеялись по другим европ. странам, подвергаясь преследованиям. Общая численность Ц. не установлена. В Европе их насчитывается св. 1/2 млн. (б. ч. в юго-вост. Европе), свыше 61 тыс. в СССР (1926). Занятия Ц. разнообразны; преобладает мелкое ремесло—кузнецы, медники, деревообделочники. В некоторых странах Ц. приобрели известность как музыканты (Венгрия, Румыния). Наибольшей самобытностью отличаются так называемые таборные, или кочевые Ц., к-рые проводят значительную часть года в переездах с места на место, на зимнее время оставаясь в деревнях и пригородах. В городах Ц., оседло живущие, давно выделились как музыканты и хоровые исполнители. В царской России Ц., подвергаясь преследованиям, сохраняли полукочевой быт.

Только советская национальная политика обеспечила Ц. возможность приобщиться к культуре и производительному труду. Особые мероприятия советского пр-ва облегчили Ц. переход к оседлости, и в наст, время большинство Ц. в СССР уже оставило свой прежний полукочевой образ жизни и осело на землю, принимая участие в колхозном строительстве, или организовалось в Промысловы; артели. В 1926 Ц. в СССР получили свою письменность, к-рой не имеют в др. странах. В СССР организована национальная цыганская шкота, развеваются цыганская печать, литература, театр.

Лит.: Герман А., Библиография о цыганах. Указатель нниг и статей с 1780 г. но 1930 г. Вступ, статья М. В. Сергиевского, М., 1930; Баранников А., Цыганы СССР. Краткий историко-этн «графический очерк, М., 1931; Герман А., Цыгане вчера и сегодня, М., 1931.    М. Сергиевский.

ЦЫГАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—возникла только после Вэликой Октябрьской социалистич. революции в СССР, когда цыгане впервые в мире получили свою письменность. Во всех других странах мира цыгане лишены собственной литературы. Постепенный переход цыган к оседлому образу жизни в результате специальных мероприятий правительства СССР и последовавшая затем организация первых цыганских колхозов обусловили тематику Ц. л.: повестей М. Т. Бѳзлюдского «Грай» («Лошадь»), «Пхардо дэсто» («Сломанное кнутовище»), «Мурдёна шатрэнгира яга» («Тухнут огни шатров»), рассказов М. Ильинского, повестей А. В. Германа «Ярок», А. А. Светлова «Ром Хвасю». Основной мотив первой цыганской поэзии—это призыв к переходу от старого кочевья к новой, социалистической жизни. Поэма О. Панковой «Ростасады джиибэн» («Загубленная жизнь») повествует о грустной участи кочевой девушки-цыганки, насильно выданной замуж. Организация в Москве первого цыганского нац. театра Ромэн в 1931 способствовала развитию цыганской драматургии. А. В. Герман написал для цыганского театра пьесы «Жизнь на колёсах», «Между огней»; И. И. Ром-Лебедев—пьесу «Свадьба в таборе».

Н. А. Панков перевёл поэму «Цыганы» Пушкина и «Кармен» Мѳриме. Фольклор цыган представлен сказками и песнями. Последние характерны своим хоровым исполнением под аккомпанемент гитары—-основного музыкального инструмента цыган. На цыганский яз. переводится ряд произведений рус. классиков и лучших советских писателей.

Лит.: Герман А., Библиография о цыгпнах. Указатель книг и статей с 1780 г. по 1930 г. Вступ, статья М. В. Сергиевского, М.. 1930; Доброволь-с к и й В., Киселевские цыгане, вып. 1, СПБ, 1908 (фотькіорные записи).    М. Сергиевский.

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА. Во всех европ. странах, где цыгане выступали в роли проф. музыкантов, исполнявших т. н. «цыганскую музыку» (Испания, Венгрия, Румыния, Россия и т. д.), Ц. м. делится на две самостоятельных, резко отличающихся друг от друга стилистич. традиции: 1) профессиональную Ц. м., используемую цыганами как средство заработка, и 2) национальный муз. фольклор, бытующий только в среде самих цыган. Профессиональная Ц. м. создавалась в основном не на цыганском фольклорном материале. Профессиональная Ц. м. разных европ. стран совершенно различна, как различны и типы цыганских проф. ансамблей. В России проф. цыганские хоры с аккомпаниаторами-гита-ристами с конца 18 в. культивировали в своеобразной манере гомофонный стиль русской (преимущ. городской) песни, а со 2-й пол. 19 в.—перерабатываемые ими романсы и вокальные ансамбли русских композиторов (отчасти также романсы, сочинённые дирижёрами цыганских хоров). Произведения этого рода получили название цыганских романсов. Совершенно иные традиции определили чисто инструментальные стили проф. музыки румынских и венгерских цыган.

Ц. м. бытовой фольклорной традиции существует на территории Европы в нескольких муз. диалектах. На территории СССР отчётливо различаются два диалекта народной Ц. м.: северный и южный. Оба диалекта культивируют подлинно нац. цыганскую песню, в исполнении либо одного певца, либо хора, без инструментального сопровождения, с незначительными подголосными разветвлениями. Особенно богато развита мелодика лирических песен, сохраняющая следы очень древней, высокой мелодич. культуры (сложная ладовая система, развитой мелодич. орнамент). Оба муз. диалекта сближаются и рядом других общих признаков (гл. обр. р ітмо-мелодич. формулы зачинов и концовок). Различие обоих диалектов обусловлено преимущ. степенью проникновения в них элементов русской и украинской крестьянской песни (элементы лада, многоголосия—напр., терцовое и октавное втореньѳ). Кроме того, среди южных цыган широко распространена инструментальная музыка, отсутствующая у Северных.    Е. Гиппиус.

ЦЫГАНСКИЙ ЯЗЫК—один из новоиндийских языков. Испытал на себе сильное влияние различных стран Европы, где живут цыгане.

Лит.: Сергиевский М., Цыганский язык, М., 1931; Сергиевский М. и Баранников А., Цыгаиско-русский словарь, М., ІЯ?8.






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.