УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ    64

в 16—18 вв. как спутник возникшего и развивавшегося капитализма. В мечтах передовых мыслителей о свободном от эксплоа-тации общественном строе находил своё выражение стихийный протест трудящихся масс против социального гнёта.

Самой ранней утопией этого рода является «Утопия» (1516) Томаса Мора, давшая название всему рассматриваемому направлению в социализме. Сочинение Мора, в к-ром изложение ведётся в форме диалога—разговора между автором и путешественником, случайно попавшим на неведомый остров Утопию, — состоит из двух частей. В первой части даётся резкая критика политич. порядков її общественного строя Англии начала 16 в., причём автор приходит к выводу, что при существовании частной собственности и власти денег невозможно осуществление справедливости и общественного блага. Во второй части даётся изображение коммунистич. строя Утопии. Здесь автор подробно рисует все стороны общественного и политич. устройства, организацию труда, условия распределения предметов потребления, бытовую жизнь, принципы воспитания, военную подготовку и пр., создав таким образом первую всестороннюю схему социалистического общества, соответствовавшую тому уровню экономического развития, на к-ром находилась Англия в начале 16 века. «Утопия» как со стороны критической, так и со стороны положительных построений служила предметом подражания для последующих ав-торов подобных сочинений. Другим выдающимся сочинением У. с. этого периода является «Город солнца» (1602) итал. мыслителя п политического деятеля Томмазо Еампанвлли. С социальным движением диггеров периода английской революции связана утопия Уинстенли «Закон свободы» (1652), в к-рой автор даёт резкую критику современного ему общества. Отвергая частную собственность, он требует создания общества, где не будет ни богатых ни бедных. В конце

17 в. во Франции появляется социальный утопич. роман «История Севарамбов» Вераса Д’Алле.

В 18 в. идеологнч. отражением самостоятельного движения «того слоя, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т.XIV, стр. 18), являются коммунистические теории Морелли и Мабли. В своих сочинениях, в соответствии с рационалистич. представлениями своего времени, они противопоставляли существующему неразумному об-щественно-политич. строю разумный строй, вытекавший из «естественных свойств» человеческой природы. Этот естественный строй они представляли в виде коммунизма, основанного на «естественном праве». В своём сочинении «Кодекс природы» Морелли, исходя из этой теории, резко критикует принцип частной собственности. Требуя его отмены и перехода к коммунизму, он даёт образец. Законодательства «согласно с намерениями природы». Хотя коммунизм Морелли был примитивным, уравнительным, всё же исто-рич. значение его идей велико. Название У. с. применяется и к таким домарксовским социалистич.теориям и системам, к-рые хотя и признают революционный (а не исключительно мирный) путь осуществления своих задач, но в своих теоретич. построениях исходят из идеалистич. предпосылок естественного права, особенностей человеческой природы и пр. Таков, например, коммѵшізм Гракха Бабёфа, выступившего во главе «заговора равных» на закате французской бурж. революции (1796) и выражавшего интересы неразвитого франц. пролетариата той эпохи. Для воззрений Бабёфа характерны «всеобщий аскетизм ы грубая уравнительность».

Наиболее яркими представителями У. с. являются Сен-Симон, Фурье и Оуэн—три мыслителя, которые,—по словам Энгельса,-— «при всей фантастичности и всём утопизме своих учений... гениально предвосхитили бесчисленное множество положений, правильность которых мы доказываем теперь научно» (Маркс и Энгельс, Соч., p. XV. стр. 142). Их системы возникают в начальный период развития пром. капитализма. Творцы их видят уже противоречия классов, страдания и бедствия пролетариата и в своих планах «являются выразителями интересов главным образом рабочего класса, как более других страдающего класса». Но вследствие неразвитого состояния пролетариата Они не видят в нём самостоятельной общественной силы, способной взять в свои руки защиту своих интересов; . они обращаются со своими планами ко всём классам и лицам, и даже преимущественно к богатым и власть имущим, суля всем слоям общества неисчислимые выгоды от осуществления .этих планов. Сошіалисты-утописты 19 в. высказали ряд пенных идей, заслуживших им название предшественников научного социализма. Так, у Сен-Симона мы находим попытки Объяснения историч. процесса борьбой классов и зачатки материалистического понимания развития общества. Сен-Симон высказал мысль, что политическая власть над людьми должна в дальнейшем превратиться в управление вещами, в заведывание процессами производства, т. е. мысль об отмирания государства на определённой стадии общественного развития. Фурье, по выражению Энгельса, мастерски владел диалектикой; в своей критике капиталистического строя он указал на заколдованный круг непреоборимых и вечно возобновляющихся противоречий, в к-рых движется бурж. цивилизация, и дал замечательное для своего времени объяснение торгово-промышленных кризисов как кризисов от изобилия. Фурье мечтал о том, чтобы сделать труд из отталкивающего привлекательным и поставить соревнование в труде на'пользу всего общества на место господствующей при капитализме-всеобщей конкуренции. Оуэн один из первых понял и объяснил сущность промышленной революции в Англии и двойственную роль машины: как проклятия для рабочих при капиталистическом строэ и благодеяния при строе социализма; он критиковал разделение труда, превращающее рабочего в придаток машины, и пропагандировал общественное воспитание детей, основанное на соединении обучения с производительным трудом. Оуэн и Фурье выдвигали идею объединения физического труда с умственным и уничтожения противоположности между городом и деревней. (См. также Кабэ, Дезами, Леру).*

Маркс и Энгельс критически использовали некоторые идеи утопических социалистов




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.