6:9    660    ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

(Добровский, 1753—829, Пельпель, 1734— 1801), народное творчество и язык, сохранившийся лишь у крестьянства. Чешские писатели (К. Там, Пухмайѳр и др.) пишут в различных жанрах—оды, идиллии, басни, изучают европ. лит-ру. Несколько патриотов, во главе с В. Ганкой (1791—861), объявили сочинённые ими отрывки из эпич. поэмы подлинной древней рукописью (т. н. «Краледворская рукопись»), к-рая должна была способствовать подъёму национального самосознания. Крупными деятелями чешского возрождения были И. Юнгманн (1773—847), П. Шафарик (1795—861),Ф. Палацкий (1798—

1876). В этот период большое влияние приобретают идеи панславизма, в особенности у романтиков: поэта Я. Коллара (1793—852), словака по происхождению, автора произведения «Дочь Славы» и брошюры «О литературной взаимности славянских народов», поэта Ф. Челяковского (1799—852), написавшего в подражание русской поэзии «Отголоски русских песен». Под влиянием европейского романтизма, в особенности Байрона, писал рано умерший, талантливый К. Маха (1810—36). В“области прозы и драмы выделился И. Тыл (1808—56). С революцией 1848 связано оживление литературной жизни: появлялись газеты, журналы, возрос интерес к политике и публицистике. Талантливым публицистом и писателем, переводившим русских писателей (Гоголя) на чешский язык, был К. Гавличек Боровский (1821— 1856), выступавший против монархии за демократию. Писательница Б. Немцова (1820— 1862) писала повести под влиянием идей уто-пич. социализма. После поражения революции реакция стремилась подавить всякое проявление живой демократич. мысли. Ііатрио-тич. идеи романтиков высмеивались как идеалистические п отсталые. Новое направление в литературе оформилось лишь к началу С>0-х годов. Крупнейшими его представителями были В. Галек (1835—741, разносторонний писатель Я. Неруда (1834—91), к-рый начал писать на социальные темы («Оборванцы», «Рассказы из жизни окраин» и др.), Г. Моравский (1833—75), автор политич. романов. Уже с 40-х годов в литературу стала проникать сельская тематика, сначала в творчестве К. Сабины, затем А. Мрштика и др. В 70—80-е гг. возникло новое течение, известное под названием «космополитизма», к-роѳ стремилось перенести в Ч. л. формы и жанры европ. литературы. Я. Врхлицкий (1853—912), самый талантливый поэт этого течения, писал под влиянием франц. и итал. поэзии. Реалистическая лит-pa, наоборот, развивалась гл. обр.под влиянием рус. реализма п эстетических взглядов Чернышевского и Добролюбова (романист Ф. Свобода, поэт II. Безруч и поэты, затем перешедшие к импрессионизму,—А. Сова, О. Бржезина и др.). В 20 в. выдвинулись талантливые писатели и поэты, на к-рых идеи Великой Октябрьской социалистич. революции в России оказали плодотворное влияние. Поэт ■С. Нейман (р. 1875), автор «Красных песен»,

В. Незвал (р. 1900), написавший поэму «Могила неизвестного солдата-», сатирик Я. Гашек (1883—923), прославившийся романом «Похождения бравого солдата Швейка», и К. Чапек (1890—9:38), критич. реализм к-рого особенно развернулся в борьбе с реакцией (роман «Война с саламандрами» и драма «Мать»), завоевали мировую известность. После захвата Чехословакии гитлеровской Германией свободное развитие Ч. л. стало возможно только в среде писатѳлей-эмигрантов, так как в т. н. «протекторате» всякое проявление национальной чешской культуры и даже сам чешский язык подверглись преследованиям и гонениям. Победа над германским фашизмом выявила, что развитие чешской литературы не было приостановлено жестокостями оккупационного режима и что она уже сейчас находится на пути к новому расцвету. Заметно возрос интерес к советской литературе и советскому театру.

ЧЕШСКАЯ ІѴУЗЬІКА. Следы муз. культуры славянских племён, населявших территорию Чехии в 7—10 веках, сохранились в крестьянских обрядовых песнях. С началом немецкой колонизации в Чехии намечаются два русла музыкальных культур: собственно чешской и немецкой. В чешской музыке папіла отражение борьба чехов за национальную независимость и свободу. Ещё в 13 веке в патриотической «Песне к св. Вячеславу» звучал призыв: «Выгони немца-чужеземца». В 15 в. гуситское движение вызвало к жизни обшинную духовную песню на чешском языке. В период Тридцатилетней войны муз. жизнь в Чехии почти замерла. Возрождение придворной музыки началось в 1-й четверти

18 в., когда в Праге воцарилась итал. опера. Высокой культуры достигло музицирование в чешском городском и сельском быту. Чехию в 18 в. называли «консерваторией Европы»; онапополняла оркестры всех стран отличными музыкантами. Чех И. Стамиц (1717—61), композитор и дирижёр, глава т. н. Маннгеймской школы, сыграл большую роль в развитии европ. симфонизма. Великий преобразователь оперы X. В. Глюк сформировался как музыкант в Чехии (был учеником Богуслава Черногорского). Одним из создателей мелодрамы (драмы с муз. сопровождением) явился Георг Бенда (1722—95). Музыкально-общественная ж”3нь в Чехии начала интенсивно развиваться после Наполеоновских войн. В Праге организовалось муз. общество, консерватория и т. д. Под влиянием литературного романтизма у композиторов пробудился интерес к чешскому фольклору: в 1825 вышел первый сборник чешских песен Риттерсберга. Основоположником чешской национальной муз. школы был Смётана—композитор и музыкальнообщественный деятель, автор народной муз. комедии «Проданная невеста», патриотич. опер «Бранденбуржцы в Чехии» и «Далибор» из истории борьбы с нем. угнетателями и сим-фонич. цикла «Моя родина». Его последователь виднейший чешский композитор 19 в. Дворжак широко использовал в своих инструментальных композициях южно-славянский муз. фольклор. К новоромантііч. направлению Листа—Вагнера примыкал Зденко Фибих (1850—900). Среди чешских композиторов 20 в. выделяются В. Новак, И. Сук, О. Острчили др. Моравскую группу композиторов в Чехословакии возглавлял Леош Яначек (1854—928), автор оперы «Иенуфа» и «Катя Кабанова» (на сюжет «Грозы» Островского). Алоиз Хаба (р. 1893) известен своими экспериментами в области четвертитоновой музыки. Из произведений революционной Ч. м. нужно отметить ораторию Эрвина Шульго-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.