вві    ЧЕШСКИЙ ЯЗЫК—ЧЖАІІ СЮЭ-ЛЯЫ    662

фа «Коммунистический манифест» по Марксу и Энгельсу, с частичным сохранением текста подлинника (Шульгоф погиб в немецко-фашистском концлагере).

Чехия выдвинула ряд выдающихся музы-кантов-исполнитѳлей. Мировую известность приобрели виртуозы-скрипачи Франц Бенда (18 в.), Ян Кубелик (20 в.), «чешский квартет» и др. В России работали Ян Марѳш (изобретатель роговой музыки), Ян Прач (составитель сборника рус. народных песен), скрипач-педагог Гржимали, дирижёр и композитор Направник, дирижёр Вячеслав Сук, хормейстер Авранек. Значительный след в истории муз. культуры Чехии оставили русские композиторы Балакирев, Чайковский, Танеев, посещавшие Прагу.—С образованием Чехословакии в Ч. м. окрепли нац. устремления, вызвавшие подъём в различных областях музыкальной жизни.

В период второй мировой войны германский фашизм жестоко обрушился на все проявления национального искусства в оккупированной Чехословакии. После поражения гитлеризма музыкальная культура Чехословакии вступила в период свободного национального развития.

ЧЕ'ШСКИЙ ЯЗЫК—принадлежит к зап.группе славянских языков. Делится на два главных наречия: собственно чешское (в собственно Чехии) и ганаикое (в Моравии). Литературный язык сложился на основе пражского говора; письменные памятники с 13 в.

Лит.: Брандт Р., Кратная фонетика и морфо-логия чешского языка, М., 1 900; Флоринский Т., Лекции по славянскому языкознанию, ч. 1—2, Киев, 1895—97; Селищ ев А., Славянское языкознание, т. I—Западно-славянские языки, М., 1941.

ЧЕ1ШК0Е ИСКУССТВО—сложилось во взаимодействии с искусством соседних стран и гл. обр. франц. и итал. искусством. Чешская готика, возникшая относительно поздно, в сер. 14 в. была ведущей в Центральной Европе. Она дала оригинальную архитектуру с богатой пластикой (дворцы, мосты, церковь св. Витта, 14 в.). В 15—16 вв. складывается стиль т. н. чешского Ренессанса, на формирование к-рого оказали влияние итал. мастера. Своеобразный характер чешского Ренессанса прежде всего сказался в изобилии скульптурной декорации, оживляющей поверхность архитектурного памятника. В конце 17—начале 18 вв. постепенно складывался стиль барокко, и Прага стала одним из крупнейших центров позднего периода в развитии этого стиля. Классицизм и романтизм в Ч. и. не имели самостоятельного значения. Самобытное лицо Ч. и. вновь приобрело во 2-й пол. 19 в. в тесной связи с подъёмом национального самосознания, выразителем к-рого в живописи стал Иосиф Манес (1820—71). Он первым стал зарисовывать сиены из народного быта. Интересны у Манеса портреты и пейзажи. Манес оказал влияние на чешских художников, пробудив в них интерес к своей стране.

Американский чешуй-чатник.


В 1887 было основано общество «Манес», которое организовало ряд выставок франц. искусства. Увлечение франп. искусством не отрывало художников от национальной тематики. В пленеристических картинах Йота Упрка (р. 1861) и Людвига Куба (р. 1863) переданы народные типы. Яркими представителями импрессионизма являются пейзажисты Антонин Славичѳк (1870—910), Генрих

Пруха (1886—914) и Милош Иранек (1875— 1911), работавшие гл. обр. над интерьёрами и жанром. Под влиянием Дерена и Пикассо складывалось творчество Винцена Бенеша (р. 1883), Богумила Кубишка (род. 18S0), Эмиля Филлѳ (р. 1882), Антонина ГІрохазка (род. 1882); все они увлекались кубизмом, от к-рого впоследствии отказывались. Сюрреализм нашёл себе приверженцев в лице Войтека Титтельбаха (р. 1900) и Туаэна (р. 1902). Многие художники вернулись к реалистическим традициям. Так, Вацлав Рабас (р. 1885), Властимил Рада (р. 1895), Войтек Седла чек (р. 1892) пишут с большой теплотой родные пейзажи.

Скульптура стояла дальше от формалистич. направлений: Эмиль Филла (р. 1882) отошёл от экспрессионизма, Отто Гутфрейнд (1889— 1927)—пропагандист кубизма в скульптуре— вернулся к сюжетам из народной жизни; большинство скульпторов, во главе с наибо лее крупным мастером Ян Штурса (1880—925), верны реалистич. традициям.

После захвата Чехословакии немецкие варвары организовали планомерное истребление искусства чешского народа; наряду с другими проявлениями национальной культуры оно подвергалось всяческим гонениям. Разгром гитлеровской Германии сделал возможным плодотворное развитие Ч. и.

ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ—то же, что бабочки.

ЧЕШУИ—1) образующиеся в коже роговые, дентиновые или костные пластинки разного вида, покрывающие у многих животных тело или часть тела; напр., у большинства рыб, пресмыкающихся, нек-рых амфибий (чѳрвяги), на ногах у птиц, на хвосте крыс и др. 2) Ч., или чешуйки, у растений—изменённые недоразвитые листья. Образуются в различных частях растений: на корневищах, стеблях, луковицах, почках, цветках (напр., злаки, осоки). По функциям Ч. являются или редуцированными, бесполезными образованиями или имеют защитное назначение, напр., в луковицах,почках, где Ч, защищают внутренние части от высыхания.

ЧЕШУЙКИ (у насекомых) —микроскопи-чески-малые твёрдые хитиновые пластинки разнообразной формы, которые покрывают тело и крылья некоторых насекомых, главным образом бабочек. Являются придатками кожи.

ЧЕШУЙЧАТНИКИ, дво я ко дышащие — подкласс рыб; плавательный пузырь превращён у них в лёгкое. 1) Ч. амазонский (Lepidosiren paradoxa) —благодаря наличию лёгкого может переносить продолжительное высыхание бассейнов,в которых обитает. Водится в бассейне р.

Амазонки. 2) Ч. африканский (Protop terns annectens)— сходен с предыдущим . Водится в тро-пич. Африке: мясо съедобно. 3) Ч. австралийский (Neo-ceratodus)—водится в пресных водах Квинсленда. Мясо съедобно.

ЧЖАН СЮЗ-ЛЯН (р. 1898)—китайский генерал, сын Чжан Цзо-линя, после смерти кото-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.