719    ШВЕДСКАЯ МУЗЫКА—ШВЕДСКИЙ СПИЧЕЧНЫЙ ТРЕСТ    720

•М. Фраи сена (1772—847), писавшего в стиле Вальтера Скотта, и Погана Валлина (1 779—839). Группа романтиков, создавшая «Союз Авроры» и издававшая журнал «Ро-lyfem» (1810—12) и журнал «Phosphoros» (1810—14), была известна под названием «фосфористое». Крупнейший поэт этой группы—ГГ. Д. А. Аттербом (1790—855). Среди других поэтов-«фосфористов» выделяются Л. Хаммершёльд (1785—827), К. Дальгрен (1791—1844), известный драматург Эрик И. Стагнѳлиус (1793—823) и Вигалис (псевдоним Эрика Шёберга, 1794—828), автор элегич. стихотворений. В противовес «фосфористам» другая группа романтиков, известная под именем «Готского союза», ставила своей целью «оживить память о древних», в частности

о подвигах готов, к-рых романтики считали предками шведов. Эти идеи воплотились в поэзии Эрика Гейера (1783—847), Ііера Г. Линга (1776—839) и особенно в творчестве великого шведского нац. поэта Эсайаса Тег-нера (1782—846), автора эпических поэм «Аксель» и «Саги о Фритьофе» (1825). Однако на страницах «готского» журн. «Iduna» (1811 — 1824) и в творчестве поэтов «Готского союза» часто пропагандировались и реакционные националиста ч. идеи. Кризис романтач. движения осознавался самими романтиками (Вита-лис и др.) В творчестве писателя Карла И. Альмквиста (1793—866) во второй период его жизни ужѳ усиливаются реалистач. тенденции . Особое развитие получает реалистач. роман: Фредерика Бремер (1801—65), Карл Веттерберг (1804—89), автор историч. романов Г. Гумелиус (1789—в1??), выдающийся поэт Виктор Рюдберг (1828—95), выступивший в защиту свободомыслия в религии. Август Стргіндберг (1849—912), крупнейший романист и драматург, в своём творчестве прошёл путь от натурализма к символизму и мистике. Мастером реалистач. психологии, романа зарекомендовал себя Гейерстам (1858— 1909). Вопросы женской эмансипации были широко поставлены в творчестве писательницы Эллен Кей (1849—926). Натурализм в Швепии быстро переродился в импрессионизм и символизм. Типичным в этом отношении является творчество писательницы Сельмы Лагерлёф (1858—940). В духе «неоромантизма» писал стихи Карл И. Снойльски (1841—903). Из крупных поэтов-символистов необходимо отметить Густава Фрёдинга (1860—911), Пера Гальстрёма (р. 1866) и Оскара Левертина (1862—906). Явно реакционные идеи, вплоть до фашизма, проповѳдывал Л. Нордстрём (р. 1882), К. Оссианнилльсон (р. 1875), С. Си-вертс (р. 1882),

Революционная литература представлена новеллами («Рассказы усольшиков», «Сын уголыпика») писателя-рабочего Дана Андерсона (1888— 920), рассказами («^олод», «Пилигримы», «Женщина») рабочего Карла Эстма-на (р. 1876),лит-рой коммузистач. прессы.

JJum.: Sell иск Н. och Berg R. (Utg.), Sveriges Nationallitteratur [antologie], Bd I—XXV, Stockholm, 1907—12; В о 0 к F., Sveriges moderns! lltteratur, Stockholm, 1921; Горн Ф-, История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дн н, М., 1894; Тиандер К. Ф., Тег-нер (178,—1846) и шведский романтизм, в кн.: История западной литературы (1800—1910), под ред. Ф. Д. Б а т ю ш к о в а, т. II, М., б. г.

ШВЕДОК'.Я МУЗЫКА. Пеоиодом развития самостоятельного национального композиторского творчества в Швеции, как и во многих других гос-вах Зап. Европы, является 19 р. Первые ('пыты создания национальной (хотя бы по сюжетит:е) романтач. оперы принадлежат Ивару Хальстрёмѵ( 1826 —901; опеоы «Гер -гоэг Магнус» и «Горный король*). Романтач. направления придерживался также Аугуст Сёдерман (1832—76; песни и хоровая лирика) и Андреас Халлён (1846—925; опера, хоровая музыка и симфоніїч. поэмы), стремившийся сочетать вагнеровские оперные принципы с мелодикой стилизованной крестьянской песни. Программная симфонич. музыка поздне-романтнч- школы также культивировалась швед, композиторами (Хуго Альфьеи и др.). Видное место в современной Ш. м. занимают композиторы Курт Аттѳрбѳрг и Ларе Эрих Ларсон. Во всех, даже маленьких, городах Швеции развита концертная музыкальная жизнь с интернациональным репертуаром. Мировой известностью пользовались 'шведские певицы Жѳнни Линд (1821—87), Кристина Нильсон (1843—921) и Сигрид Арнольдсон.

ШЗЕДСШЯ МУШК4, Oscinosoma (Oscinella) frit—мелкая муха сем. злаковых мушек, до 2,5—3 мм длины; вредит всем зерновым злакам за исключением просовых. Откладывает яйца в проростки злаков; личинка выедает зачатки колоса, а у взрослых растений— зёрна. Зимует личинкой. Даёт 3—5 поколений в год. Меры борьбы: зяблевая вспапша на глубину 20 см, применение минеральных

1—2—самка сбоку и сверху, 3—яйиа, 4—личинка, 5—ложный кокон, 6—личинка внутри верна.

удобрений, ранний посев яровых (чтобы растения окрепли к выходу личинок), подбор устойчивых сортов, борьба с сорняками и зерновой падалицей.

ШВЕДоНИЙ КЛЕВЕР—см. Клвівр.

ШВЕД.КИЙ СПИЧЕЧНЫЙ ТРЕСТ (Svenska Tandsticks А.-В., сокращённо—STAB), фактически шведско-американский трест—международное монополистич. объединение спичечной поом-сти, создание к-рого связано с именем Крейгера. Ш. с. т. был организован в 1917. В 18 странах Крейгер получил монополию на спички. Перед мировым экономии, кризисом Ш. с. т. владел 250 фабриками в 43 странах и контролировал около 3/4 ьсе-го производства спичек капиталистич. стран. Кроме спичечной пром-сти, Ш. с. т. охватывал банки и самые различные пром.-предприятия. Крейгер был тесно связан с амер. капиталистич. группами. Важнейшим центром этой связи являлось дочернее общество Ш. с. т. в США «Интернейшенал матч корпо-рѳйшѳн» (International Match Corporation). Финансовые затруднения, вызванные мировым экономии, кризисом (1929—33), привели концерн в марте 1932 к краху, а Крейгера—к самоубийству. Полученная Ш. с. т. прави




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.