721    ШВЕДСКИЙ ЯЗЫК—ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ

тельственная субсидия в 9,50 млн. крон была использована крупнейшим финансовым магнатом Швеции Валенбергом, подчинившим Ш. с. т. своему контролю. В 1935 Вэленбѳрг заключил соглашение с амер. кредиторами III. с. т., в результате которого монопольные договоры были переданы непосредственно Ш. с. т., а амер. капиталисты пэлучили акции Ш. с. т. на сумму, составляющую около 20% его акционерного капитала. В 1910 III. с. т. владел спичечными ф-ками в 21 стране, кроме того, в 11 странах имел монополии на спички.

ШЗЕД.ЖИЙ ЯЗЫК—относится к скандинавской груше германских языков. Литературный язык —на основе южно-шведских говоров. См. Скандинавские лзыки.

ШВЕДСКОЕ ИСКУССТВО. Средневековые памятники Ш. и. эпохи расцвета феодализма (11—15 вв.) сохранились в полуразрушенном

Сергель- Фавн. Национальный музей. Стокгольм.

виде. Остатки их—на о-ве Готланд, соборы в Лунде, Лингелангѳ и У гсалѳ, крепостные сооружения в Висби—дают представление о монументальных сооружениях, построенных в романском, а позднее—готич. стилях. Т. н. «шведский Ренессанс» (15—16 вв.) связан с деятельностью Густава Вазы. Строились гл. обр. замки (Грипсхольм, 1537) и дворцы (в Эре-бро, Скоклостере, 16—17 вв.). Для росписи привлекались приезжие мастера. В дальней* шем III. и. также развивалось под воздействием гл. обр. Франции. Уже в 18 и. постоянно живут в Париже Гиллестрём (1733—816)— ученик Буше и последователь Шардена, и Александр Рослей (1718—93), блестящий портретист, прославленный своими мастерски написанными портретами аристократии. Начало 19 в.—период упадка. Наиболее крупные фигуры: ІІер Крафт (1777—863), учившийся в Париже у Давида, и Карл Фредерик фон Бреда (1759—818), учившийся в Англии у Рейнольдса. Скульптор Сергель (1740—814) учился на итал. и античных образцах и создал ряд значительных произведений.

Романтизм в .Швеции представлен творчеством Карла Плагемоита (1805—68) и Нильса Бломмепа (1816—53); оба они пишут на религиозные темы. Мартен Эскил Винге (1825— 1896), Огюст Мальмстрём (1829--901), Фредерик Хёкерт (1826—66), обращаясь к нан. мотивам, трактукіт их в натуралистич. стиле Дюссельдорфской шкопы. Вторая половина

19 в., знаменуется пробуждением демократам, идей', на почве іс-рых созревает реализм. Несмотря на то, что после всемирных выставок

1856 и 1878 снова начинается тяга в Париж и увлечение новейшими исканиями молодых франц. мастеров, шведские художники всё же переносят своё внимание на непосредственную передачу окружающей жизни. Х\го Сальмс^н (1843—908), Огюст Гагборг (1851 — 1920) передают быт крестьян и рыбаков, Альфред Вальберг '1834—906) раскрывает поэзию шведской природы, Рихард Берг (1858—919) создаёт портреты своих современников. После 1880-х гг. особенно быстро развивается пейзажная живопись; крупнейшие её представители—Карл Ларсон (1S53—

1919), Карл Нурдстрём (р. 1855) ч Бруно Лильефорс (р. 1860), известный также как анималист. Но наиболее блестящим художником является Андерс Цорн (1860- 920). В широкой живописной манере он пишет жанровые сиены из жизни крестьян и создаёт іонкие и смелые по характеристике портреты, Цорн оказал большое влияние на искусство своей страны. Творчество его было известно и русским художникам (Серов и др.).

ШВЕДЫ—народ скандинавской ветви герм, языковой группы, основное население Швеции. В Средние века колонизировали часть Финляндии. Общая численность II!.—около

6 млн. ч , в т. ч. в Финляндии—ок. 340 т.

ШВЕЙНФУРТСК^Я ЗЕЛЕНЬ, парижская зелен ь—сложный состав, содержит медь и мышьяк. Применяется в борьбе с вредителями полеводства, садоводства, виноградарства и овощеводства.

ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ—машины для механического сшивания различных тканей, кожи» брезента и трикотажа. Начало попыток изобрести Ш. м. относится к 18 в. Изобретение же практически годной Ш. м. принадлежит американцу Э. Гоу (1845)- Использовав принципы машины Гоу и несколько усовершенствовав её, Исаак Зингер организует производство Ш. м. В истории техники изобретение Ш. м. имело огромное значение, так

Рпс. 1. Общий вид механизма центрально-шпульний Ш. м.: 1—главный вал, 2—соединительная вилиа, 3—шатун поднимающего вала,

3'—рычаг регулятора длины стежка, 4—челночный вал, 5—продвигающий вал, 6—поднимающий вал, 7—реечная вилочка, 8—челночный комплект, &—игольный стержень, Ю— лайка, It—стержень лапки, 12—рычаг для подъёма лапки, 13 — нажимной регулировочный винт, 14—двигатель ткани—зубчатая гребёнка (рейка), 15—нцтенатягпватель, 16— регулятор натяжения верхней нит^и, 17—моталка.

как III. м. явилась фактором, способствующим переходу от мануфактуры и работы на дому к крупной промышленности. По поводу Ш. м. Маркс пишет: «Пробил час машины. И машиной, которая сыграла решающе рѳволюцион нуюроль, машиной, которая равномерно охватила все бесчисленные отрасли этой сферы производства, как, например, производство модных товаров, портняжный, сапожный, швейный, шляпный промыслы и т. д.,—была швейная машина» (Маркс, Капитал, т. I,.

8 изд,, 1936, стр. 391).




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.