755    ШЕВЧЕНКО    756

III. стал учиться в Академии художеств и стал любимым учеником К. Брюллова. В Академии художеств Ш. получил ряд серебряных медалей (1839, 1840, 1841) и по окончании её в 1845—звание свободного художника.

Поэт пробуждается в Ш. с того времени, когда он из крепостного раба стал свободным., С быстротой, присущей гению, III. усвоил лучшие достижения мировой и русской художественной культуры и литературы. Первый сборник стихотворений Ш. «Кобзарь» был выпущен в 1840 и принёс поэту громкую известность. В первых своих произведениях («Порченая», 1837, «Наймичка», «Катерина», 1838) Шевченко отобразил страдания украинского крепостного крестьянства, жизненную трагедию бесправной женщины и выразил протест против царско-по-мѳщичьего строя, подвергавшего крестьянство ''БЗТгчеловечным мучениям. (Воодушевлённый идеями борьбы за политическую свободу народа, за права своей национальности, Ш. в историч. поэмах «Иван Подкова» (1839), «Тарасова ночь» (1839), «Гайдамаки» (1841) и «Гамалия» <1842) изобразил народные восстания, борьбу украинского народа против грабительства польской шляхты, против захватнических набегов турок и татар. В 1843 при поездке на Украину Шевченко был потрясён беспросветной кабалой, нищетой и бесправием украинского народа. В родных краях он особенно почувствовал всю силу народного гнева против угнетателей и тиранов. Вернувшись в 1844 в Петербург, Ш. участвует в подпольных революц. кружках, знакомится через петрашевцев Н. А. Момбелли, Р. Р. ІПтрандманна с утопическим социализмом Фурье и др. От воспевания героического прошлого своего народа и его подвигов Ш. в 1843—44 переходят к бичующей революционной сатире. Написанные в эти годы сатиры «Сон» (1844), «Сова» (1844) и «Кавказ» (1845) отражают новый этап в поэзии Ш., ставшего пламенным революционным обличителем самодержавно-крепостнического строя. В марте 1845, по окончании Академии художеств, Ш. переехал на Украину, поступил в Киевскую археографическую комиссию как художник с целью изучения старины. Работая в комиссии, III. много разъезжал по Украине. Эти разъезды давали возможность Ш. изучать настроение народа и вести революционную пропаганду. Приезд Ш. на Украину совпал с бурным ростом возмущения народных масс. На одной Украине за 1845—50 количество восстаний возросло с 216 до 399. В написанных в 1845 произведениях -«Невольник», «Великий лог», «Холодный яр», «Субботов», «И мёртвым и живым и нерождённым землякам моим», «Давидовы псалмы» и «Завещание»—Ш. с необычайной силой и яркостью выразил страдания и возмущение народных масс, призывая к народной революции. В 1845—46 Ш. познакомился с членами Кирилло-Мефодтчскогі бѵатсгма. По делу этой организации 5/ІѴ 1847 ПІ. был арестован в Киеве и 6/ІѴ препровождён в Петербург, где заключён в каземат при III отделении. Обвинить Ш. как члена этого общества не удалось, но яайденпая при обыске рукопись поэмы «Сон» показалась царю и жандармам опаснее либеральных мечтаний членов Кирилло-Мефодиевского братства. Ш. был наказан строже всех: определён в Отдельный оренбургский корпус под строжайший надзор рядовым с правом выслуги, с запрещением писать и рисовать. 10 лет 3 месяпа и 27 дней длилась ссылка. В этот период III. был арестован второй раз в 1850 за нахождение у него альбомов со стихами и рисунками и отправлен в Новопетровский форт. В период ссылки Ш. написано большое количество стихов, зовущих народ к революционной борьбе против его вековечных врагов («Варнак» и др.). Ш. предрекает смерть палачам народным, горит ненавистью к панам лукавым, воспевает героизм и преданность народных вождей («Швачка», 1848, и др.); в стихотворении «Цари» ПІ. откликается на революционные события 1848.


Ш. написал также ряд повестей на русском языке: «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854—

1855), «Несчастный» (1855), «Капитанша» (1855), «Близнецы» (1855), «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1856). В 1857 накануне освобождения Ш. начал вести свой знаменитый «Дневник». В ссылке III. проявил интерес к культуре народов, угнетаемых и разоряемых царизмом,—киргизов, туркменов, казахов, татар и др. Ш. выразил'политическое сочувствие идеям венгерской революции 1848 и восставшему в 1857 китайскому народу. В марте 1858 Ш. получил разрешение жить в Петербурге. Здесь Ш. сблизился с группой журнала «Современник», ■возглавляемой Н. Г. Чернышевским, и с польскими революционерами. Возвращение III. совпало с подъёмом обществѳнно-политич. жизни в стране. Творчество Ш. стало ещё более зрелым. В поэме «Неофиты» (1857) Ш. с большой силой революционного пафоса выступил против деспотизма и преследований «поборников воли». В поэме «Мария» (1858) Ш. нарисовал яркий, вдохновляющий образ женщины—борца за социальную правду. Поэма была расценена цензурой как глубоко атеистическая. Непримиримый и глубокий выразитель идей крестьянской революции, Ш. мечтал об уничтожении крепостнических уз, предвидел огромное политич. значение тех-нич. прогресса (запись в «Дневнике» от 27/ѴІІІ 1857); он мечтал о свержении монархии и впасти помещиков, о равенстве и свободе демократич. строя и противопоставлял царской политике угнетения народную революцию и великую идею дружбы народов. В июне—июле 1859 Ш. ездил на родину; за революционную пропаганду он третий раз подвергся аресту и 7/VIII был возвращён в Петербург с запрещением въезда в пределы Украины. Здесь III. занялся составлением букварей для народа на украинском языке, занимался в Академии художеств гравированием и т. д. Долголетняя ссылка и преследования, цензурная травля его «Кобзаря», третий арест и повседневный тяжёлый труд надломили здоровье Ш., и он умер 26/11 (пс ст.ст.) 1861. III. похоронен на Украине в городе Каневе на горе над Днепром.

Царское правительство боялось стихов Ш. как при его жизни, так и после его смерти. Цензурные запрещения «Кобзаря» в 1858—




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.