,757    ШЕВЧЕНКО—ШЕЙ ДЕМАН    758

1360, 1871, 1882, 1S91, 1896, 1902, 1914 свидетельствуют об этом. Царизм подавлял всякие проявления сочувствия памяти великого поэта. В 1914 правительство запретило чествование 100-летия со дня рождения Шевченко. Об этом Ленин писал в статье «К вопросу о национальной политике» (1914): «Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки чрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя» (Ленин, Соч., т. XVII, стр. 324).

Значение ILL в истории украинской литературы исключительно велико. Он явился основоположником украинской литературы, непревзойдённым мастером стиха. В своём творчестве III. отразил подлинные чаяния и надежды угнетённого украинского народа па светлое будущее. «Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но и обстоятельствами. жизни был с ним крепко а кровно связан», писал о Ш. Добролюбов. Максим Горький сказал о III., что он «заслуживает высокой оценки именно как первый воистину народный поэт, не искажавший субъективными добавлениями народных дум и чувств». Народам страны социализма, строящим новую культуру и новую жизнь, Ш. особенно близок и дорог. Его «Кобзарь» переводится на языки братских народностей и даже тех из них, к-рыѳ до Великой Октябрьской социалистич. революции не имели письменности. Великая Отечественная война с фашистско-немецкими захватчиками особенно оттенила непреходящее значение свободолюбивого творчества Ш. Оно вдохновляло украинцев в жестокой борьбе за свою поруганную

ЗѲМЛЮ.    Н. Бельчиков.

В области изобразительного искусства Ш. был великим художником-дѳмократом, защитником реалистич. устремлений в искусстве. Преодолевая академизм, Ш. одним из первых решал проблему приближения искусства я народным массам. Художественное наследство, оставленное Ш., огромно, разнообразно как по своим сюжетным линиям, так и по технике. Ш. оставил несколько сот живописных работ, акварелей, сепий, гравюр, офортов, хранящихся гл. обр. в Харьковской галлерее его имени и др. музеях СССР. В этих художественных произведениях Ш. выступает как портретист (портреты Маѳвской, X. М., 1843, Усковой, 1853—57, Щепкина, 1858, Айра Ольдриджа, 1858, и мн. др.), как художник-пейзажист (замечательная серия «Живописная Украина», выполненная в 1844 карандашом) и как проникновенный жанрист (работы периода оренбургской, ор-ской и новопетровской ссылки). В ссылке Ш. создаёт вопреки запрещениям замечательные акварели («Усть-Урт»), а также множество реалистически убедительных жанровых произведений, рассказывающих о жизни и быте киргизского народа и обличающих многие теневые стороны русской действительности ( «Блудный сын», «Наказание шпицрутенами», 1856—57, «Наказание колодкой» и др.). Как в своём поэтич. творчестве, так и в изобразительном искусстве Ш. до последнего дня жизни оставался непримиримым борцом за лучшее будущее своего народа, за дѳмократич. тенденции в искусстве, за революционную ЄГО направленность.    /[. Соболевский.

Произведения Ш.: Кобзарь, пер. с украинского, под ред. М. Рыльского и Н. Ушакова. Вступ, статья А. Корнейчука, «Художественная литература», М., 1939; Кобзар. Повна збірка поезій, Державне літературне видавництво, Київ, 1939; Повна збірка творів в п’яти томах. Під ред. О. Е. Корнійчука, 11. Г. Тичини, М. Т. Рильского, Ф. А. Редько, Д. Д. Копині, Державне літературне видавництво, Київ, 1939.

Лит.: Добролюбов Н. А., Кобзарь Тараси ІПевчепка, Полное собр. соч., под ред. П. Лебедева-Полянского т. И, [Л.], 1935; Білецький О. I., Шевченко і світова література, в кн., пам'яти 'Г. Г. Шевченко. Збірник стат.ей до 125-ліття з дня нарождения, Академія наук УРСР, Київ, 1939; Бельчиков Н. Ф., Тарас Шевченко. Критико-биографический очерк, М., 1939; Паустовский К., Тарач Шевченко, М., 1939; Стебу н И., Основоположник новой украинской литературы, «Литературный критик», М., 1939, кн. 3 (март); Р евуцький Д., Шевченко

і народна пісня, [Київ], Мистецтво, 1939; 125 років з дня нарождения Т. Г. Шевченка, «Образотворче мистецтво», Київ, 1939, № 2—3.

ШЕВЫРЁВ, Степан Петрович (1806—64)— историк литературы, критик и поэт. Профессор русской словесности в Московском университете. Принимал деятельное участие в борьбе славянофилов против западников, выдвигал реакционную теорию «официальной народности». Резко полемизировал с Белинским. Гл. труд Ш.—«История русской словесности...», XXXIII публичные лекции, часть 1—3, М., 1846 (2 изд., ч. 1—4, 1859).

ШЕДЁЗР (франц. chef-d’oeuvre)—1) первоначально в зап.-ѳвроп. ремесленных цехах изделие, представлявшееся подмастерьем для получения звания мастера в доказательство своего умения. 2) Мастерское, образцовое произведение.

ШЕД0В0Е ПОКРЫТИЕ —особой системы зубчатого вида кровля с большим количеством расположенных вдоль здания застекленных

одноэтажных зданий больших площадей: мастерских, сборочных цехов, литейных и пр., в к-рых требуется равномерное освещение по всей площади.

ШЕ'ЕЛЕ, правильнее Шелѳ (Scheele), Карл Вильгельм (1742—86)—выдающийся шведский химик; открыл кислород (независимо от Пристли), азот, марганец, хлор, глицерин и кислоты—винную, лимонную, молочную и др. Ш. был искусным экспериментатором.

Ш'ЕЛИ’Т—минерал химического состава CaW04. Кристаллы квадратной системы. Тв.

4,5—5; уд. в. 5,8—6,2. Цвет различный, блеск жирный, алмазный. Руда на вольфрам (даёт около 5% мировой добычи этого металла). В СССР—в Забайкальи на Урале, на Кавказе, в Казахстане и на Дальнем Востоке. Заграницей—в США, Италии, Германии и Чехословакии.

ШЕ'ЙДЕМАН (Scheidemann), Филипп (1863—

1939)—один из наиболее реакционных лидеров германской с.-д-тин. В молодости—наборщик. С 1895—редактор различных сощіал-


I



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.