701    ШЕКСПИР—ШЕЛГУ НОВ    762

крестьянское восстание под руководством Джека Кеда. Несмотря на отдельные моменты карикатурности в обрисовке восставших, в целом Ш. даёт правдивую и сильную картину справедливого возмущения народа против существующего порядка. Подлинно народные начала проводит!!!.,соединяя мошный драматизм и страстность действия с энергичным и глубоким юмором, носителями к-рого у него выступают часто именно демократич. персонажи (классич. пример—могильщики в «Гамлете»).

Литературное наследие Ш. весьма разнообразно по жанрам. Он писал хроники, драмы и трагедии, блестящие комедии—«Много шуму из ничего» (1598), «Двенадцатая ночь» (1599), «Виндзорские кумушки» (1600) и др. В комедиях с особой яркостью отражается ренессансный, жизнеутверждающий дух шекспировского гуманизма. Выдающийся комический образ его пьес—сэр Джон Фальстаф («Генрих IV», 1597, «Виндзорские кумушки»), пьяница, обжора и хвастун. Он пленяет Ш. как воплощение «ликующей плоти», той буйной и полнокровной жизнерадостности, к-рую принёс с собой Ренессанс, ниспровергавший аскетические идеалы средневековья. III. является такчее автором поэм («Венера и Адонис», «Лукреция») и щшла сонетов.

В 50-х гг. 18 в. были высказаны сомнения относительно авторства Ш. Выдвигалась версия о принадлежности этих пьес философу Ф. Бэкону. Впоследствии были выдвинуты гипотезы об авторстве графа Оксфорда, графа Дерби и графа Ретленда. Однако все эти предположения, основывающиеся на скудости и туманности биографич. данных о III., не выдерживают строго научной критики.


Грандиозность образов III. привлекала к себе внимание деятелей литературы и театра во все времена и во всех странах. Истолкователями его пьес в их практическом осуществлении на сиене были величайшие мировые актёры: Р. Бербедж (первый исполнитель шекспировских ролей), Д. Гаррик, Эдмунд Кин, Г. Ирвинг, Т. Сальвини, А. Моисси и др.—на Западе, В. А. Каратыгин, П. С. Мо-чалов, А. П. Ленский, К. С. Станиславский, А. А. Остужев и др.—в России. В советском театре шекспировский репертуар занимает почётное место на сценах театров большинства союзных республик. Почти ежегодно выходят новые мастерские переводы Ш. (Б. Пастернака, М. Лозинского, С. Маршака и др.).

Соч. Ш.: Сочинения, т. I—V, СПБ, 1902— 1905 (Б-ка великих писателей, под ред. С. А. Венгерова); Полное собрание сочинений в 8 томах, т. I—V, «Academia», [М.—Л.],

1936—41    (не закончено); Избранные произведения, том I—II, «Academia», М.—Л.,

1937—38;    Избранные сочинения в 4 томах, редакция, вступительная статья и объяснения А. А. Смирнова, Детиздат, М.—Л., 1938—40 (вышли 3 первых тома); Избранные произведения, Гослитиздат, Л., 1939; Гамлет, принц датский, пер. [с англ.] Б. Пастернака, М., 1941; Ромео и Джульетта, пер. Б. Пастернака, М., 1943; Антоний и Клеопатра, пер. Б. Пастернака, Гослитиздат, М., 1944; Отелло венецианский мавр, пер. с англ. Б. Пастернака, М., 1945; переводы сонетов Ш. в книгах С. Маршака: Английские баллады и песни, М., 1944; Стихи, 1941—46, изд. «Сов. писатель», М., 1946.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. Сборник «Искусство», М.—Л., 1938; Ленпн о литературе.Сборник статей и отрывков, Гослитиздат, М., 1941; Горьки Й М., О литературе. Статьи и речи. 1928—1936, М., 1937; Белинский В., «Гамлет». Др<іма Шекспира..., в его кн.: Избранные соч. т. I, М., 1934; Добролюбов Н-, «Драматические сочинения Шекспира, пер. с англ. II. Кет-чера...»,Сібр. соч., т. II, оііБ, 1911; Герцен А. Былое и думы, it. II, 111, IV, М., 1937—38; Пушкнн-критик. Пушкин о литературе..., Ы.—Л., 1934; Т о л-стойЛ., О Шекспире и о драме, М., 1912; Тургенев И., Гамлет и Дон-Кихот, Собр. соч., т. XX, 5 изд., С1ІБ, 1911; Аксёнов И., Шекспир. Статьи, ч. 1, М., 1937; Б р а н д е с Г., Шекспир. Иго жизнь и произведения, т. I—II, М., 1899—1901; Державин К., Шекспир, Харьков, 1936; Коган П., Вильям Шекспир, «Молодая гвардии», М.—Л., 1931; его ж е, Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, 12 изд., «Советская наука», М., 1943; Луначарский А., История западно-европейской литературы в еб важнейших моментах, ч. 1,2 изд., М., 1930; его ж е, Статьи о театре и драматургии, М., 1938; его ш е, Этюды критические (Западно-европ. литература), М., 1925; Мастера театра в образах Шекспира. Сборник, общая ред. М. М. Морозова, ВТО, М.—Л., 1939; М о к у л ь с к и й С.. История западно-европейского театра, ч. 1—2, JI.—Л., 1936— 1939; Морозов М., Комментарии к пьесам Шекспира, ВТО, М.—Л., 1941; Ани к ст А., Шекспир (К 325-летию со дня рождения), «Книга и пролетарская революция», М., 1939, № 4, стр. 114—118; М о р о-з о в М., Язык и стиль Шекспира, в ки.: Из истории английского реализма, М., 1941; Мюллер В., Драма и театр эпохи Шекспира, Л., 1925; Смирнов А., Творчество Шекспира, Гос. Акад. искусствознания, Л., 1934; Стороженко Н., Опыт'пзуче-ния Шекспира, М., 190-'; Шекспир (1564—1939).Сборник статей, Л.—М.. 1939; журнал «Театр», М., 1939, № 4 (посвящён Шекспиру); Михайлов М., Советское шекспироведение, «Литература и искусство». Ы., 1943, № 51, стр. 3.

ШЕЛГУНОЗ, Василий Андреевич (1867 —

1939)—старый большевик, рабочий-металлист. В революционном движении—с 1886. В 90-х годах III., познакомившись в Петербурге с Лениным, под ого руководством принял участие в организации «Союза борьбы за освобождение рабочего 1 класса». В 1901—член Екате-ринославского комитета, в 1902—член Бакинского комитета партии. В 1905 принимал активное участие в работе петербургской организации большевиков.

Ш. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах. В тюрьме Ш. тяжело заболел и потерял зрение. В 1910 участвовал в создании газеты «Звезда». Был активным сотрудником «Правды». В 1913 Ш. был выслан на Северный Кавказ. После Февральской бурж.-демократич. революции

1917 вёл активную партийную работу в Петрограде, а с 1918—в Москве, в качестве агитатора.

ШЕЛ ГУНОВ, Николай Васильевич (1824—

1891)—видный публицист и общественный деятель. Был близок к Чернышевскому. В 1861 Шелгунов напечатал в «Современнике» статью «Рабочий пролетариат в Англии и Франции», излагавшую взгляды Энгельса по этому вопросу. Совместно со своим другом поэтом М. Л. Михайловым Ш. составил прокламацию «К молодому поколению», напечатанную в типографии Герцена в Лондоне. Он же составил прокламацию к солдатам. В 1862 Шелгунов был арестован, провёл около двух лет в Алек-сеевском равелине u был сослан затем на по-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.