«

797    ШОЛОНШООПИРОВАЯИЕ    798

любовью к народу». Своим беспочвенным героям—«людям воздуха» (самым ярким представителем к-рых является Менахѳм-Мен-дель)—Ш.-А. противопоставляет подлинного человека из народа—Тевье-молочника, философа и поэта, сквозь все испытания пронесшего силу духа и с верой идущего навстречу новой жизни. Среди литературного наследия Ш.-А. значительное место занимает также драматургия.

Соч. Ш.-А.: Собрание сочинений, т. I—. VIII, 2 изд., «Современные проблемы», М.,

1910—14; Избранные сочинения, М., 1937; Блуждающие звёзды, пер. с евр. Б. И. Маршака, ч. 1—Актёры, ч. 2—Скитальцы, Киев, 1936—37; Мальчик Могл, пер. с евр. Б. Маршака, Киев, 1939.

ШОЛО'Н (Cholon) — город в Кохинхине в Индо-Китае; 145 т. ж. (1936). Фактически — торгово-промышленный пригород Сайгона. Крупный центр рисоочистительной промышленности и торговли рисом; лесопильная, керамическая, кожевенная и прочая промышленность.

ШОЛОХОВ, Михаил Александрович (р.1905)— выдающийся советский писатель, академик, член ВКП(б). Депутат Верховного совета СССР I и II созывов. Уже в ранних «Донских рассказах» (1926) проявился незаурядный талант Ш. Рисуя различные эпизоды ожесточённой классовой борьбы на Дону в годы гражданской войны, Шолохов в этих рассказах показывал, как в’ сложных социально-политич. условиях правда пролетарской революции доходила до сознания передового слоя казачества, как трудящиеся Дона боролись против казачьей кулацко-діюрянской верхушки. Выдающееся произведение Ш.—роман «Тихий Дон» (1928—40)— тематически примыкает к «Донским рассказам». В «Тихом Доне» мастерство Ш. достигает большой художественной силы и яркости. Роман открывается страницами, рисующими доре-волюн. казачий быт, отношения между казачеством и т. н. иногородным населением. Главный герой романа Григорий Мелехов, представитель массы трудового казачества, проходит сложный и трудный путь под влиянием тех предрассудков, к-рые веками прививались казачеству. В последней, части романа III. показывает судьбу своего героя, оторвавшегося от основной массы казачества, пришедшей к революции, и рисует моральное поражение Мелехова.| Григорий жестоко расплачивается за свои колебания, ошибки и заблуждения.] Кроме этого центрального образа, в «Тихом Доне» дана обширная галле-рея ярких образов (семья Мелеховых, Кошевой, Подтёлков, Коршуновы, Листницкие и др.). За этот роман Ш. была присуждена Сталинская премия 1-й степени в 1941. Вторым выдающимся произведением III. является роман «Поднятая целина» (1932)—лучшая книга на. тему о коллективизации. Художественная сила и достоинство романа — в правдивом и глубоком изображении трудностей борьбы за социалиста ч. переустройство деревни. Социалистич. перевоспитание трудового крестьянства и казачества, сопротивление классовых врагов, их гибель и победа большевистской правды—рот содержание этого талантливого романа. В романе даны живые образы: середняка Кондрата Майданни-кова, вступившего в колхоз после трудного для него разрыва со старыми, мелкособственническими предрассудками, организаторов колхозного строя Нагульнова и Размѳтнова, тоже не сразу сумевших понять свои задачи в борьбе за колхозы, рабочего-болыневика Давыдова — стойкого борца за дело социализма, деда Щукаря и др.


Ярко-образный и сочный язык, глубокоправдивый анализ психологии героев, прекрасное знание материала, среды и быта ка- " зачества, тонкое,поэтическоѳощущение природы — основные отличительные особенности произведений Ш., насыщенных глубоким идейным содержанием. «Тихий Дон» и «Поднятая целина» переведены на языки народов СССР и зарубежных стран и пользуются широкой мировой известностью. На основе <Гихого Дона» и «Поднятой целины» созданы одноимённые оперы и кинофильмы. В 1939 Ш. награждён орденом Ленина.

В период Великой Отечественной войны Ш. выступил с рассказами, характерными пси-хологич. глубиной («Наука ненависти» и др.), и с главами романа «Они сражались за родину», рисующего будни войны, облик советского бойца, его патриотизм и глубочайшую ненависть К захватчикам. М. Серебрянский.

ШЗМЕ'ТТ (Chaumette), Анаксагор (Пьер Гаспар) (1763—94)—деятель франц. буржуазной революции конца 18 в. Ш.—сын сапожника, был фельдшером и учителем. С 1790-играл выдающуюся роль в революц. прессе и в клубе кордельеров. После переворота 10/ѴІІІ 1792 был сначала секретарём, затем председателем Парижской коммуны. 5 декабря 1793 Ш. был назначен её прокурором. Выражая интересы наименее обеспеченных слоев революционной мелкой буржуазии, Ш. требовал энергичной дехристианизации, усиления террора и репрессий против спекулянтов—торговцев и крупных землевладельцев. В августе 1793 Ш. организовал особую революц. армию в целях реквизиции хлеба в деревнях. Ш. не поддержал Эбера в призыве народных масс к восстанию против якобинцев. Обвинённый в соучастии в заговоре эбертистов, Ш. 13/ІѴ 1794 был гильотинирован.

Ш0'МПОЛ — металлический (иногда также и деревянный) прут для чистки канала ствола ручного огнестрельного оружия и для выталкивания застрявшей в патроннике гильзы или патрона. В оружии, заряжавшемся с дула, Ш. служил для забивания заряда и пули в канал ствола.

ШОНГА’УЭР (Schongauer), Мартин (около 1445—91)—нем. живописец и гравер, уроженец Эльзаса. Как живописец находился под влиянием нидерландского искусства. Крупнейший гравер своего времени, оставил около 120 листов.

Ш00ПИР0ВАНИЕ — способ покрытия изделий металлом, применяемый с целью: 1) защиты от коррозии, 2) восстановления износа,

3) исправления брака литья, 4) увеличения жаростойкости (алитирование), 5) улучшения внешнего вида и т. п. Вместо устарелого термина «III.» (по имени изобретателя ПІоогіа) , этот способ теперь называется металлизч





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.