817    ШТИРНЕР—ШТРЕК    818

отрасли—металлургия, металлообработка, лесообрабатывающее, бумажное производства.

Территория Ш., в римскую эпоху населённая кельтскими племенами, входила в состав римских провинций Паннонии и Норика. В 6 в. здесь появились славяне (винцы или словеяы), к-рые и теперь заселяют юг III. При Карле Великом III. была включена в состав франкской монархии и впоследствии (11—12 вв.) стала особой маркой. С 13 века Ш. находилась под властью ^ Габсбургов. Великая крестьянская война (1525) приняла в III. особенно большие размеры. В 1619 III. вошла в состав Австрии. По Сен-Жермен -скому договору 1920 южная часть Ш. была передана Югославии. После второй мировой войны 1939—45 Югославия потребовала пере-кач.'т ей словенских районов III.

ШТИ'РНЕР (Stirner), Макс (псевдоним Каспара Шмидта, 1806— 50)—нем. философ, анархист, один из представителей левого крыла гегелевской школы, участник кружка т. и. «Свободных-». Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» подвергли основное сочинение HI. «Единственный и его собственность» уничтожающей критике. Они вскрыли теоре-тич. несостоятельность и идейное убожество книги Ш. и выявили реакционное мелкобуржуазное содержание его критики государства и общественного идеала Ш.—«союза эгоистов». Маркс и Энгельс показали, что за бунтарской» фразеологией III. скрывается хвастливый и трусливый немецкий мещанин.

ШТ0ГАРЕНК0, Андрей Яковлевич (р. 1902)— укр. советский композитор, автор оркестровых сюит «Детство» (по М. Горькому), «О девичьей доле», «Сказочная» (по темам укр. фольклора), симфонич. поэм «Поход», «Канальские работы» (с хором), песен и пр. Его кантата «Украина моя» (1943, на тексты М. Рыльского и А. Малышко) удостоена Сталинской премии 2-й степени.

ШТОК (нем.— ствол)—форма залегания изверженных горных пород и нек-рых месторождений полезных ископаемых (напр., хромитов и др.) в виде неправильного эллипсовидного или овального массива, обычно небольшого сечения, с размерами ог десятков до сотен метров, залегающего в положении, близком к вертикальному.

ШТОК-РОЗА—вид алтеи, называемый также мальвой (Althaea rosea). Садовое растение. Ш.-р. с очень тёмными цветками даёт краску. Разводится в УССР. Закавказьи, Ср. Азии.

ШТО'ЛЬНЯ (нем.)—горизонтальная горная выработка (с незначительным уклоном для стока воды), имеющая непосредственный выход на поверхность и пройденная с целью либо разведки месторождения, либо его вскрытия и разработки.

ШТОСІ! (Stoss), Фейт (около 1440—533) — нем. скульптор и гравер. Его работы, резанные большей частью из дерева (статуи и рельефы в Кракове, Нюрнберге и др.), а таюко надгробный памятник Казимиру IV в Краковском соборе принадлежат к характернейшим образцам по-зднеготич. искусства, где образы классич. готики превращаются в декоративную и вычурную стилизацию, далёкую от рѳалистич. исканий современного Ш. искусства Возрождения.

ШТОФ (нем.)—мера жидкостей, принятая в России до введения мѳтрич. системы, = =Ѵіо ведра =1,23 л; содержит 12 чарок.

ШТРА'ЛЬЗУНД (Stralsund)—город и порт на С. Германии, в прусской провинции Померания у пролива Штрела; узел ж. д., аэропорт; 53 т. ж. (1939). Рыбоконсервная, пивоваренная, сахарная пром-сть, с.-х. машиностроение. верфи и пр.

ШТРА'УС (Strauss), Давид Фридрих (1808— 1874)—нем. философ и богослов, левогегелья-нец. Его книга «Жизнь Иисуса» (1835) оказала большое влияние на современников. HI. считал Иисуса личностью исторической, но в евангельских рассказах он видел не повествования о действительных событиях, а мифы и легенды, сложившиеся в недрах первых христианских общин и отражавшие мессианские идеи того времени. Ш. написал также книги: «Вольтер», «Ульрих фон Гуттен», «Старая и новая вера». По своим политич. взглядам Ш. уже в годы революции 1848 показал себя реакционером, а в дальнейшем открыто пресмыкался перед Бисмарком и прусской монархией, выступая^ как матёрый шовинист и заклятый враг рабочего класса.

ШТРАУС (Strauss), 1) Йога н, Ш.-о теи (1804—49)—австр. композитор и дирижёр, автор популярных венских вальсов в концертно-салонном жанре. С огромным успехом выступал со своим оркестром в различных европ. странах. 2) И о г а н, Ш. -сын (1825—99)—наиболее яркий представитель венской танповальной музыки и венской оперетты. Гастролировал с оркестром в Европе (в т. ч. и в Петербурге) и Америке. Стихия таниа (вальс, а также полька) пронизывает и оперетты Ш. («Весёлая война»* «Летучая мышь», «Цыганский барон» и др.).

ШТРАУС (Strauss), Рихард (р. 1864)—нем. композитор. Период интенсивной творческой деятельности Ш.—конец 19 и первая четверть 20 вв. III. создал декоративно-блестящий, чувственно-порывистый оркестровый стиль, впадающий нередко в грубый натурализм и преувеличенную экспрессивность. III. написал дія оркестра три симфонии (f-moll, «Домашняя» и «Альпийская»), 8 симфонич. поэм («Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Жизнь героя» и др.). Оперы Ш.—урбанистические муз. драмы_ с уклоном в эротику, со стремительно развертывающимся действием и резкими плакатными муз. характеристиками («Саломея», «Электра»* «Кавалер ро-з», «Женщина без тени» и др.).

ШТРЕЙКБРЕ'ХЕРСТВО — действия, направленные к срыву забастовки. Предприниматели путём подкупа и угроз вербуют на работу дія замены бастующих штрейкбрехеров из деклассированных слоев населения, а также из наиболее отсталых, неорганизованных рабочих и безработных. Штрейкбрехеры срывают политич. и экономич. борьбу рабочего класса, поэтому рабочие справедливо считают их предателями, подвергают бойкоту и исключают из своих орг-ций. Бастующие ведут борьбу с Ш. путём организации особых пикетов по соседству с местами забастовок, подчас путём отказа рабочих покинуть предприятие, чтобы не допустить никого к работе, и т. п. Во время крупных стачек иногда происходят острые столкновения между бастующими и штрейкбрехерами, к-рых полиция обычно защищает. Буржуазные пр-ва преследуют все формы борьбы рабочего класса с Ш.

ШТРЕК (нем. Streke)—горизонтальная горная выработка, пройденная по полезному





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.