821    ІПУ БЕР Т—П1У MAH    822

Мѳяѳ, Анжу, Турени и Нормандии, тесно примыкавшего к движению в Вандее. Движение шуанов было поддержано Англией и возглавлено монархическими эмигрантами. Характерным для этого движения было участие контрабандистов, промысел которых упал в особенности в связи с свободной продажей соли, установленной Учредительным собранием. Почти подавленное генералом Гошем, движение Ш. вновь разгорелось в конце периода Директории и начале Консульства (в 1799—800). Отдельные вспышки движения III. наблюдались и позднее: в 1813 и 1815 против Наполеона I и в 1830—32 против Луи Филиппа.

ШУБЕРТ (Schubert), Франц (1797—828)— австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтита. Жизнь III. полна интенсивного творчества и материальных невзгод. Необычайна непринуждённость его твор-чебкого процесса: Шуберт создавал порой 8—10 превосходных песен в день. Уже к 1814—15 относятся такие выдающиеся произведения, как песни «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь». Творчество Ш. находило признание гл. обр. в кружке друзей (среди них—известный художник Швинд, поэт Бауэрнфельд и др.). Демократизм, органическая связь с народным искусством, оптимизм—существенные свойства ПІ. Характерная тематика романтизма—природа, индивидуальные переживания, бытовые сцены—находит у III. глубоко лирич. претворение. Ш. можно рассматривать как создателя романтич. песни. Поэзия Гёте определила формирование песенного творчества Ш. («Маргарита за прялкой», «Лесной царь», песни из «Вильгельма Мейстера» и мп. др.); в лирике

В. Мюллера (1794—827) Ш. нашёл столь близкий ему опоэтизированный мир переживаний «обыкновенного человека» (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в поэзии Гейне—сгущённый драматизм образов («Двойник», «Город»), Песни Ш. (ок. 600) характеризуются шпротой и напевностью мелодики и богатством ф.-п. сопровождения. В творчестве Ш. определилась и романтич. симфония. На смену проблемному симфонизму Бетховена приходит «симфония чувства» (симфония h-rnoll, так наз. «Неоконченная»); представлены также и нар.-эпич. образы (симфония C-dиг). Большое значение получает у Ш. фортепианная миниатюра. Шуберту принадлежит также несколько опер, много камерных, хоровых и других произведений.

Лит.: Ферман В., История новой западно-европейской музыки, т. I, М.—Л., 1940. А. Хохловкина.

ШУБИН, Федот Иванович (1740—805)— выдающийся русский скульптор; крестьянин-самоучка. 6 1758 приехал в Петербург (работал истопником при дворе). В 1761—66 учился в Академик художеств, затем в Париже и Риме. Дал ряд замечательных реалистически выполненных бюстов-портретов (Павла I, Демидова, Голицына, Безбородко и др.). III. принадлежат также портретные статуи Екатерины II и М. В. Ломоносова. Главные работы Ш. находятся в Гос. Третьяковской галлерѳѳ в Москве и Госг Русском музее в Ленинграде.

ШУЗАЛОЗ, Пётр Иванович (год рождения неизвестен, ум. 1762)—военный и гос. деятель, ген .-фельдмаршал, выдающийся преобразователь и конструктор артилл. вооружения. В 1754 по предложению Ш. были отменены внутренние таможни. В артилл. деле наибольшей заслугой его является создание т. н. единорогов—орудий, представлявших собой длинную гаубицу (среднее между гаубицей и пушкой), обладавшую большой по тому времени подвижностью, дальностью и эффективностью стрельбы разрывными снарядами.

ШУГЛ—скопление льда, образующееся гл. обр. из донного льда и находящееся под ледяной коркой реки. Ш. медленно перемещается по течению и задерживается обычно в тех местах, где течение слабое. Так как Ш. уменьшает сечение реки, а также часто вызывает закупорку водозаборных труб водопровода и турбин электростанций, то принимаются различные меры к её уменьшению (напр., путём замораживания полыней) и заг щите от неё гидротехннч. сооружений.

ШУГНАНСКИЙ ХРЕБЕТ—расположен на Ю.-З. Памира, отделяет бассейн р. Шахдара от р. Гунт. Высота ок. 5.000 м.

ШУЙСКИЙ, Василий—см. Василий Шуйский.

ШУ'ЛЬЦЕ-ДЕ’ЛИЧ (Schulze-Delitzsch),Франц Герман (1808—83)—немецкий экономист, политич. деятель, кооператор. Ш.-Д, принадлежал к вульгарным экономистам. Проповедуя гармонию интересов капиталистов и рабочих, Ш.-Д. выдвинул идею создания кооперативов (потребительские т-ва, ссудо-сберегательные кассы и производительные ассоциации), к-рыѳ, якобы, могут предохранить ремесленников и рабочих от разорения. Организацией кооперативов мелких ремесленников и кустарей Ш.-Д. хотел предотвратить рост и обострение классовых противоречий, избежать революционных взрывов и темукрэпить капитализм. Производительные ассоциации Ш.-Д. не получили развития, ^судо сберегательные же кассы, начиная с 50-х гг., получили довольно широкое развитие среди городской мелкой буржуазии как в Германии, так и за границей.

ШУ'МАН (Schumann), Роберт (1810—

1856)—немецкий композитор. Ш. брал уроки ф.-п. игры у Р. Вика, отца известной пианистки Клары Вик (впоследствии жены Ш.). К 1830 относятся первые произведения Ш. В 1831 восторженной статьёй о Шопене начинается муз,-критич. деятельность Ш.

В 1834 Ш. основал в Лейпциге «Новую музыкальную газету»—орган прогрессивного муз. движения. В 1843 Мендельсон привлёк Ш. к работе в организованной им консерватории. В 1841 III. сопровождал жену в её концертной поездке в Россию. Жизнь III. закончилась трагически—последние два года жизни он провёл в лечебнице для душевнобольных.

III.—один из самых ярких представителей муз. романтизма. В области критики Ш. продолжает традиции Э. Т. А. Гофмана,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.