823    ШУМ ЕРЛЯ—ШУ ХАРДТ    824

влияние к-рого сказалось и на муз. творчестве III. («Крейслериана»). Порывистый Фло-рестан и мечтательный Эвзебий—обычные маски Ш.-критика. Эти же образы проходят в муз. творчестве Ш. Передовых художников Ш. мысленно объединяет в несуществующий в действительности «Союз Давида* (Da-vidsbund), под знаменем которого Ш. и в своих статьях и ф.-п. произведениях («Da-vidsbundlertanze», «Карнавал») выступает против филистёрства, рутины и внешней виртуозности. Художественная натура Ш родственна натуре Жана Поля Рихтера, сочинения к-рого определили лит. вкусы Ш. Психологич. обострённость, повышенная эмоциональность, напряжённость муз. языка отличают Ш. от ранних романтиков—Шуберта и Вебера. В очень большой степени присуща Ш. программность. Наиболее типичная для Ш. форма музыкального высказывания— цикл. В 1830-х гг. Ш. писал исключительно ф.-п. музыку. В 1840 появилась большая часть его песен: циклы «Круг песен» и «Любовь поэта» (на тексты Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на тексты Шамиссо), «Мирты» (на тексты Гёте, Рюккерта, Байрона, Бернса и пр.), «Круг песен» (на тексты Эйхендорфа) и др. Наиболее близок Ш. поэт Гейне; с пим Ш. роднит глубокий лиризм, поэтич. восприятие природы, тонкая ирония. Для песзн ПТ. характерны соединение напевности и декла-мационлости и большая родь ф.-а. партии, являющейся часто главным носителем художественного образа. Из ф.-п. произведений Ш. следует назвать ещё романтич. вариации «Симфонические этюды», «Фантазию», три сонаты и др. После 1840 им созданы 4 симфонии, ф.-п. концерт, музыка к драматич. поэме Байрона «Манфред», светская оратория ♦Рай и пери» (на сюжет Т. Мура), сцены ия «Фауста» Гёте, кантата «Паломничество Розы», опера «Геновефа», хоры, камерные произведения и пр. Среди литературных работШ.— «Жизненные правила и советы молодым музыкантам» (пер. П. И. Чайковского, М., 1936).

Лит.: Глебов И., Шуман, Байрон, Манфред. Программа, [П., 1922] (Акад. симфонические концерты Гос. Филармонии); его же, Вступительная статья в нотном сборнике: Шуман Р., Песни для голоса с фортепиано, Музгиз, М., 1933; Крохмаль М. П., Роберт Шуман, М., 1137 (имеется библиография).    А. Хохловкина.

ШУМЕРЛЯ—город, р. ц. в Чувашской АССР; ж.-д.станция;4,9т.ж. (1933). При советской власти построены: крупный деревообрабатывающий комбинат и дубильно-экстрактный завод.

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР—получил распространение в СССР с середины 1920-х гг.; состоит частью из муз. инструментов, пре-имущ. несложных, и частью из разнообразных шумовых орудий, подчёркивающих ритм исполнения. Из муз. инструментов в ПІ. о. применяются: струнные (балалайка, гитара, мандолина), духовые (сопилка, мирлитон, корнет, труба и др.) и особенно ударные (простые ксилофоны, металлофоны, треугольник, кастаньеты, барабан, бубны), а также гармоники, иногда фортепиано и пр.

ШУМЫ (в акустике)—длительные звуки, не имеющие определённой высоты тона. Анализ Ш. показывает, что они представляют собой смесь множества тонов самой различной высоты. Интенсивность Ш. характеризуется их громкостью, т. е. интенсивностью вызываемого ими слухового ощущения. Громкость Ш. измеряется специальными приборами - шѵмомѳрами. Сильные Ш. вредны для человеческого организма. В последние годы широко ведутся исследования Ш. как промышленных, так и городских и разрабатываются меры борьбы с ними.

ШУКГИ'Т—углеродистый минерал, разновидность каменного угля, близкая по составу к чистым антрацитам, с раковистым изломом. Твёрдость 3,5—4; уд. в. 1,8—1,9: цвет чёрный до серого. Встречается в Карело-Финской ССР у деревни Шунга. Зола содержит пятиокись ванадия (0,5—0,8%), соединения молибдена (до 0,15%) и глинозём—окись алюминия (до 15%).

ШУНТ, или ш ё н т (испорч. англ. shunt— «шант» — ответвление)—проводник, включённый параллельно электрическому прибору. Через Ш. идёт почти весь ток, а в прибор ответвляется лишь небольшая часть тока, так как сопротивление Ш. обычно составляет 7„, Vээ, 7о99 и т. д. от сопротивления прибора. Шунтированным измерительным при -бором можно измерять токи во много раз большие, нежели нешунтированным. См. Электрический ток.

ШУНТСВЫЕ МАШИНЫ—двигателя постоянного тока (генератор или электродвигатель), в к-рых обмотка возбуждения В (см. рис.)

присоединена параллельно f с обмоткой якоря А. Шун-товый генератор отличается постоянством напряжения: при изменении нагрузки в определённых пределах, на которые рассчитана машина, напряжение изменяется незначительно. Шунтовый электродвигатель при изменении нагрузки на валу имеет практически постоянное число оборотов (скорость вращения). Кроме того, в этих двигателях возможно плавно и экономично регулировать скорость вращения в широких пределах посредством реостата Rlt включённого в цепь обмотки возбуждения.

ШУ'ППЕ (Schuppe), Вильгельм (1836— 1913)—нем. философ, глава т. н. имманентной школы—субъективно-идеалистич. направления в бурж. философии эпохи империализма, объявляющего всю действительность «имманентной» (т. ѳ. внутренне-присущей) самому сознанию. Ленин доказал, что Ш. является защитником мракобесия и «явным реакционером в философии» (см. Ленин, Соч.,

2 изд., т. XIII, стр. 5).

ШУРАБ, тадж. III у р о б—посёлок городского типа, р. ц. Ленинабадскойобл. Таджикской ССР, конечный пункт ж.-д. ветки. Ш.— быстро растущий центр добычи бурого угля.

ШУРФ (нем.)—вертикальная горная выработка небольшой глубины и малого сечения, проводимая с поверхности с целью разведки полезного ископаемого, вентиляции горных выработок, дренажа, а также для производства взрывных работ.

ШУ'ХАРДТ (Schuchardt), Гуго (1842— 1927)—австрийский языковед. Работал в области общего языковедения, романских и др. языков, изучая преимущественно смысловую сторону языка (семасиологию) в тесной связи с историей материальной культуры.






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.