869    ЭКИПИРОВКА    -ЭКОЛОГИЯ    870

ществляющее первоначальную военно-морскую подготовку призываемых во флот.

ЭКИПИРО'ВКА (с франц.)—1) снаряжение, оборудование; 2) совокупность предметов снаряжения.

Э'ККЕР (франц. equerre, от лат. cuadrare— делать четырёхугольным)—инструмент, служащий для откладывания на местности углов определённой величины (чаще всего 90°, 60° и 45°). Употребляется в топографии.

ЭККЛЕЗИАСТ, Екклесиаст (греч.— проповедник)—одна из книг еврейской Библии, назыв. в оригинале «Когелет». Религиозная традиция приписывает Э. без всякого основания царю Соломону. Время её написания относится к 1 в. до хр. эры. Она является свидетельством упадочнических настроений в иудействе во времена покорения Иудеи Римом.

ЭКЛА’МПСИЯ (греч. eklampsis—вспышка)— тяжёлое заболевание, осложняющее беременность и роды и выражающееся в повторяющихся припадках судорог при бессознательном состоянии. Наступлению припадков предшествует ряд симптомов: головная боль, боли в подложечной области, ослабление зрения, отёки, уменьшение количества мочи, появление в ней белка и др. В среднем один случай Э. приходится на 250—300 родов. Причина Э. пока нѳ известна. Терапия— возможно бережное и быстрое родоразре-шение, иногда показано и оперативное вмешательство. Необходим соответствующий уход, изоляция больной, наблюдение за сердцем. Э. детская, или р о д и м ч и к— собирательное название всякого рода судорог у маленьких детей, возникающих на почве нарушения обмена кальция вследствие расстройства деятельности околощитовидной железы и сопровождающихся потерей сознания.

ЭК ЛЕ'КТИК А, эклектицизм (от греч. eklegein—выбирать)—беспринципное, меха-яич. соединение, без необходимой внутренней связи, разнородных и противоречивых теорий, взглядов, точек зрения, выдаваемое за новую теорию. «„И то, и другое11, „с одной стороны, с другой стороны1» таковы характерные для Э. формулы (см. Ленин, Сочинения, т. XXVI, стр. 132). Э. ничего общего не имеет с диалектикой. «Диалектика требует всестороннего учёта соотношений в их конкретном развитии, а не выдёргивания кусочка одного, кусочка другого» (там же). «Если,—поясняет Ленин,—...берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно..., то мы получаем эклектическое определение» (там же, стр. 134). Диалектика же, всесторонне рассматривая явления, основывается на объективном единстве самого предмета и окружающих его явлений и обнаруживает существенные, определяющие стороны предмета. Эклектики пытаются сочетать материализм с идеализмом, тогда как «попытки выскочить из этих двух коренных направлений в философии не содержат в себе ничего, кроме „примиренческого шарлатан-ства-‘> (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 278). Э. составляет методологич. основу оппортунизма. «При подделке марксизма под оппортунизм,—говорит Ленин,—подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, даёт кажущееся удовлетворение. якобы учитывает все стороны процесса, всетендеппин развития, все противоречивые

9

влияния и проч., а на деле не даёт никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (Соч., т. XXI, стр. 383).

ЭНЛИМЕ'ТР—прибор для грубого определения наклонения линий к горизонту. Употребляется в топографии.

ЭКЛИ'ПТИКА—видимый путь Солнца среди звёзд, большой круг, наклонённый к экватору под углом 23°27' и пересекающий его в точках весеннего и осеннего равноденствий. Проходит через 12 зодиакальных созвездий.

ЭКЛИПГИ'ЧЕСКИЕ КООРДИНА’ТЫ—астрономические широта и долгота. III и р о т а есть угловое расстояние светила от эклиптики и считается положительной к северу, отрицательной — к югу. Долгота есть угловое расстояние от точки весеннего равноденствия, считаемое по эклиптике с 3. ни В. Употребляются в теоретич. астрономии.

ЭК ЛОТА (греч. ekloge—отбор)—жанр пастушеской поэзии, пастораль в диалогической форме. Э. назывались «буколики» римского поэта Виргилия.

ЭК ЛОТА («изборник»)—византийский правовой сборник имп. Льва Исавра (739—741). Хотя в заглавии и указаны различные римские и византийские правовые источники, Э. является совершенно самостоятельным законодательным актом. Из частных обработок Э. составлены были впоследствии Э. краткая и распространённая. Э.—один из важнейших источников византийского и бывшего русского церковного права.

ЭК0Л0ТИЯ, ойкология (от греч. oikos—дом и logos—учение)—наука о приспособлениях строения, функций и поведения животных и растений к условиям среды. Часто этот отдел знания (особенно у зоологов) называется также биологией. Иногда в ботанике говорят и об Э. органов, напр. Э. цветка, понимая под этим не только все явления жизни, напр., распускания цветков, но и связь их с окружающей средой и другими организмами. В наст, время Э. ставит также вопрос о факторах, приведших организмы к выработке тех или иных приспособительных признаков. Это невозможно без постановки опытов, и Э. становится наукой экспериментальной. Такое направление Э. даёт также возможность ближе подойти к разрешению вопросов о приспособленности организмов, о существовании особых рас (экотипов) у видов растений с широкими ареалами и вообще о происхождении видов. Выяснение полезности тех или иных особенностей строения организмов или их отправлений является, как указывал К. А. Тимирязев, одним из этапов в изучении процесса естественного отбора—одной из основ дарвинизма. Э. изучает условия существования и строение какого-нибудь одного вида растений и связывает с ними его приспособления (аутэкология) или же берёт основную форму какого-либо насаждения и по её Э. делает заключение об условиях существования этого насаждения (синэкология). Знание общих принципов Э., а также Э. отдельных видов растений необходимо для практиков—растениеводов, лесоводов, животноводов. Знание Э. животных также имеет большое практическое значение, например, для борьбы с вредителями с. х-ва, животными, распространяющими эпидемии и эпизоотии, и т. д.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.