883    ЭКСПРЕСС—ЭКСТАЗ    884

полистическом капитализме» (Ленин, там же, стр. 301). Как указывает Ленин, «необходимость вывоза капитала создаётся тем, что в немногих странах капитализм „перезрел11, и капиталу недостаёт (при условии неразвитости земледелия и нищеты масс) поприщ „прибыльного" помещения» (там же, стр. 120). Рост Э. к. в эпоху империализма связан с господством и ростом монополий, которые ограничивают возможности приложения капитала в стране. Финансовый капитал использует Э. к. как орудие экономич. и политич. порабощения отдельных стран, вытеснения конкурентов, захвата отдельных территорий, передела рынков сбыта, источников сырья и др. Борьба между капиталистич. монополиями за Э. к. является, т. о., одной из важных причин, обусловливающих неизбежность империалистических войн. В эпоху империализма быстро растут таможенные пошлины, что затрудняет экспорт товаров. Экспортируя капитал, капиталисты обходят этот барьер в виде таможенных пошлин. Э. к. прокладывает путь к расширению вывоза товаров за границу, ибо предоставление займов обычно связывается с обязательством импортирующей капитал страны увеличить закупки товаров в кредитующей стране. Э. к. имеет вид долгосрочных или краткосрочных вложений и происходит: 1) в форме экспорта ссудного капитала в виде займов; 2) в форме экспорта производительного капитала — учреждения промышленных и др.предприятий за границей. Э. к. способствует развитию капитализма в колониях, однако развитие производительных сил колоний искусственно тормозится благодаря тому, что метрополии задерживают индустриализацию колоний (создание там предприятий, производящих машины, оборудование и т. п.), держат колонии на положении аграрного придатка метрополий, целиком зависящего от них экономически и политически. В то же время Э. к. приводит к нек-рому застою в странах, вывозящих капитал. Таким образом, Э. к. усиливает и обостряет неравномерность развития отдельных стран.

Лит.: Ленин В., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 3 изд., т. XIX; Новые материалы к работе В. И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма», 2 изд., [М.], 1936.

ЭКСПРЕСС (англ. express)—пассажирский поезд максимальной скорости с малым числом остановок; предназначается преимущественно для спешных н дальних поездок. Развитие Э. идёт как по линии увеличения скорости паровозов, так и путём строительства специальных поездов облегчённого веса, приводимых в движение автомотрисами (обычно дизелевозами).

ЭКСПРЕССИОНИ'ЗМ (франц., от лат. ох-pressio—выражение, выразительность)—различные и противоречивые творческие направления в литературе, театре, кино, в изобразительном искусстве и музыке, характерные главным образом для Германии и Австрии после первой мировой войны. Экспрессионизм появился в результате острого послевоенного кризиса в годы революц. потрясений в Европе (1918—23). Часть экспрессионистов выступала с политич. лозунгами (группа «Акцион»—Бехѳр, Рубинѳр, Пфема-ферт), в которых смешивались анархистские, социально-утопич. и антибуржуазные идеи. Крупный поэт этой группы Иоганнес Бехер, впоследствии коммунист, преодолев формали-стич. извращения Э., создал ряд произведений реалистич. революционной поэзии. Однако наиболее типичным для всех почти экспрессионистов было ччсто эстетическое «отверга-ниѳ действительности». Франц Верфель искал причины всех несчастий человечества «внутри самого человека», в психологии «духовнораздвоенных людей 20 века» («Не убийца, а убитый виноват»). Подобную же позицию занимал и экспрессионистич. журнал «Белые листья (редактор Ренѳ Шикѳлѳ). Экспрессионизм Густава Мейринка и Фрица фон Унру проявлялся в мистике и патологич. фантастике. У поэтов, группировавшихся вокруг журнала «Штурм» (Блюмнер, Штрамм, Валь-ден), стремление к «чистому» Э. приводило к отрицанию логики, к зауми как выражению «внутреннего поэтического ритма».

В изобразительном искусстве первая экспрессионистич. группа «Мост» (Эрих Геккель. Карл Шмидт, Ротлуф, Отто Мюллер и др.) оформилась в 1906. Основным принципом экспрессионистов в живописи и скульптуре было «изображение мира, видимого внутренним глазом художника». Такое субъективно-идеа-листич. понимание задач изобразительного искусства вело к формалистическому изощрённому, надуманному творчеству, а у группы, объединившейся под названием «Синий всадник» (В. Кандинский, Фр. Марк и Пауль Кле),—и к мистицизму. КЭ. одно ьрѳмя примыкала и группа «веристов», из к-рой вышли крупные художники Георг Гросс и Джон Хартфильд, вставшие на путь гротескного реализма. Э. в изобразительном искусстве так же, как и в литературе, вырождается в ещё более реакционные формы искусства (сюрреализм и др.).

Э. в музыке выявится гл. обр. в Австрии и Германии. Черты Э. можно обнаружить уже в творчестве Малера и Р. Штрауса. Главным представителем Э. явился А. ІІІбн-бѳрг в ранний период его творчества (его ученики—Альбан Берг, Л. Веберн). Для муз. Э. характерны: нервная, чрезмерно напряжённая эмоциональная выразительность, стремление передать изысканно-тонкие состояния субъективной психики, отказ от ладовой организованности (атонализм). В экспрессионистской опере заметна тяга к необычному, причудливому, пессимистическая настроенность, уклон в извращённую эротику.

ЭКСП Р Е' ССИ Я (лат.)—выразительность.

ЭКСПРО'МПТ (лат. expromptum, франц. impromptu)—1) муз. пьеса для одного инструмента, созданная как бы в порядке внезапной импровизации. Известны ф.-п. экспромпты Шуберта и Шопена. 2) В литератур е— небольшое стихотворение, написанное или произнесённое без подготовки, сразу.

ЭКСПРОПРИАЦИЯ (лат. expropriatio—изъятие из собственности)—в бурж. гражданском праве принудительный переход к государству имущества частных лиц за специальное вознаграждение (напр., изъятие от частных собственников земельных участков для проведения железных дорог и т. п.). В условиях диктатуры рабочего класса — насильственный захват рабочим классом и переход в руки пролетарской диктатуры орудий и средств производства, принадлежащих буржуазии и помещикам.

ЭНСТА'З (греч.)—исступление, крайняя степень восторга. Э. характеризуется ослабло-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.