945    ЭММЕР—ЭМПИРИЗМ    916

где правом Э., кроме Федеральной резервной системы, обладают местные частные национальные банки, либо передача государством полной монополии на эмиссию банкнот одному или нескольким эмиссионным банкам. Э. средств обращения при капитализме является стихийным процессом. Если в эпоху домо-ноПолистич. капитализма Э. банкнот в классической её форме производилась на основе жёстких правил и в строгом соответствии с золотым покрытием, то эпоха империализма, особенно период после первой мировой войны, характеризуется быстрым разрушением системы банкнотной Э. Мировой экономич. кризис 1929—33 привёл почти все капиталистич. страны к отходу от золотого стандарта и к превращению Э. банкнот в бумажно-денежную инфляцию.

В годы 2-й мировой войны главным обеспечением банкнот, эмиссия к-рых возросла в огромных размерах, являлись государственные обязательства.

2) Выпуск на рынок государством или группами капиталистов разного рода ценных бумаг (фондов)—облигаций гос. займов, приносящих твёрдопроцентный доход, и акций и облигаций частнокапиталистич. предприятий. Эти акции и облигации являются фиктивным капиталом, притязанием на прибавочную стоимость. Э. фондов приносит учредителям предприятий громадные доходы в виде учредительской прибыли, даёт им возможность наживы на спекуляции акщіями и облигациями. Через Э. фондов осуществляется в гигантских размерах концентрация капиталов и экспроприация широкой массы мелких товаропроизводителей.

В СССР социально-экономич. природа Э. обусловлена социалистич. характером советской экономики. Право Э. банковых билетов (червонцев) предоставлено в СССР Государственному банку. Государством выпускаются также казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Советские деньги являются одним из важнейших орудий диктатуры пролетариата, инструментом социалистич. строительства. «Устойчивость советской валюты обеспечивается прежде всего громадным количеством товарных масс в руках государства, пускаемых в товарооборот по устойчивым ценам» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 3911. Э. ценных бумаг в СССР ограничивается выпуском гос. займов, производимым по постановлениям пр-ва СССР.

Э'ММЕР—вид полбы, то же, что двузернянка.

ЭМО'ЦИЯ (франц. Emotion, от лат. motio— движение, волнение)—термин, употребляющийся в психологии: 1) как синоним слова чувство; 2) для обозначения особой группы чувств—ярко выраженных, более или менее длительных и направленных на определённый объект (любовь, ненависть, страх, гнев и т. п.); 3) для обозначения объективных, телесных проявлений чувств.

ЭМПЕДОКЛ (ок. 490—430 до хр. э.)—древне-греч. философ-материалист. Жил в Агриген-те в Сицилии, где стоял во главе партии рабовладельческой демократии. Особое внимание в своём философском учении Э. уделяет вопросу о строении материи, в основу к-рой он кладёт 4 элемента («корня»): огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело, по Э., состоит из сочетаний частичек этих 4 элементов в различных пропорциях. Пустоты, в отличие от атомистов, Э. не признаёт: частицы элементов сплошь заполняют пространство. Материя, состоящая из элементов, по Э., существует вечно: возникают, изменяются и уничтожаются лишь сочетания элементов. Элементы Эмпедоклй пассивны, оии приводятся в движение двумя силами: любовью и враждой. Познание природы происходит путём чувств и при помощи дальнейшего "разумного деления».

В своём развитии мир, согласно взглядам

Э., проходит 4 периода: в первом периоде безраздельное господство принадлежит силе любви, во втором силы любви и вражды уравновешиваются, в третьем побеждает сила вражды и в четвёртом снова уравновешиваются обе силы, после чего процесс начинается сызнова. На этой основе, по Э., происходит образование и развитие вселенной из первоначальной смеси элементов. Весь космический процесс совершается на основе необходимости. Вслед за Анаксагором Э. выдвинул передовую для своего времени теорию затмений. Затмения, по Э., происходят потому, что между Землей и Солнцем становится Луна. Однако земной шар неподвижно покоится, по Э., в центре мира, а Солнце находится на периферии.

Особый интерес представляет гипотеза Э. об эволюции живых существ. В развитии животного мира Э. различает 4 периода: в первом из них образуются отдельные части организмов: «головы без шеи», «руки без плеч», «глаза без лба» и т. п.; во втором—различные сочетания этих отдельных частей тела в цельные организмы разнообразного и фан-тастич. вида: «существа с двойными лицами и двойной грудью», «быки с человеческими головами», «люди с головами быков»; в третьем образуются «цельноприродные» существа, объединяющие в себе признаки обоих полов; в четвёртом возникают животные обоих полов. В этом фантастич. учении наряду с мифологич. чертами намечается ценная мысль о выживании наиболее приспособленных к окружающей среде животных.

ЭМПИРЕ'И (франц. етрутее, от грѳч. empy-ros—охваченный огнём)—в древнегрѳч. мифологии наиболее высокая часть неба, местопребывание богов; в «Божественной комедии» Данте—высшая небесная сфера, где пребывает божество.

ЭМПИРИ'ЗМ (от греч. ешреігіа—опыт)—философское учение, утверждающее, что всё' знание происходит из опыта, и отрицающее врождённые идеи. В буржуазной философии Э. обычно противопоставляется рацтнализму как учению, утверждающему, что источником подлинного знания является только разум или рассудок. Такое противопоставление опыта разуму неправильно, т.к. разум неразрывно связан с чувственным восприятием, с опытом, приобретаемым в процессе взаимодействия общественного человека с окружающей его материальной действительностью. Вместе с тем во всяком, даже самом элементарном, опытном познании всегда имеются элементы мышления, разума, рассудка.

Как особое философское направление Э. выступил в 16—17 вв. вместе с мощным развитием опытного знания в эпоху т. н. первоначального накопления. Э. имел материали-стич. характер, был направлен против средневековой схоластики и ратовал за опытное изучение природы. Виднейшим его прѳдстави-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.