949    ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ—ЭМПИРИОМОНИЗМ    95

это отражение, а не принципы, привнесённые мышлением, составляет основу всякого познания. «Если не признавать объективной реальности, данной нам в ощущениях,—-пишет Ленин, разоблачая идеализм махистов,— то откуда может взяться „принцип экономии" как не и з субъекта? Ощущения, конечно, никакой „экономии11 не содержат. Значит, мышление даёт нечто такое, чего нет в ощущении! Значит, „принцип экономии14 берётся не из опыта (ощущений), а предшествует всякому опыту, составляет логическое условие его, как категории Канта» (там же, стр. 140—141). Ленин показал, что антинаучные положения, развиваемые Э., высказывались ещё в 18 в. субъективными идеалистами Беркли и Юмом.

Э. возник в последнюю четверть 19 в. и выступил против марксистского материализма именно в тот период, когда перед естествознанием всё настойчивее выдвигалась задача диалектич. обобщения новейших его открытий и достижений, обнаруживавших бессилие и несостоятельность метафизич. мышления. «Новая физика,—пишет Ленин,— свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики. Они боролись с метафизическим... материализмом, с его односторонней „механичностью11,—и при этом выплескивали из ванны вместе с водой и ребёнка. Отрицая неизменность известных до тех пор элементов и свойств материи, они скатывались к отрицанию материи, то-есть объективной реальности физического мира. Отрицая абсолютный характер важнейших и основных законов, они скатывались к отрицанию всякой объективной закономерности в природе, к объявлению закона природы простой условностью,... „логической необходимостью11, и т. п. Настаивая на приблизительном, относительном характере наших знаний, они скатывались к отрицанию независимого от познания объекта, приблизительно-верно, относительно-правильно отражаемого этим познанием. И т. д., и т. д. без конца» (там же, стр. 214—215). Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» дал блестящий анализ сути и причин кризиса новейшей физики. Кризис этот возник в результате того, что новейшие открытия в области физики, требовавшие перехода от метафизич. материализма к диалектич. материализму, были использованы реакционными естествоиспытателями в интересах философского идеализма. «Суть кризиса современной физики,—пишет Ленин,—состоит в ломке старых- законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.-е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» (там же, стр. 211).

В 20-х гг. 20 в. международным центром Э. стала так наз. «венская школа» физиков-иде-алистов (Карнап, Шлик, Франк и др.), соединившая махизм с «символической логикой». Центральным органом этой школы был журн. «Erkenntnis». Приверженцы этого учения созывали свои мѳждунар. конгрессы.

Э. в России развился в начале 20 в. подвли-янием гл. обр. школы Маха и его учеников. Русские эмпириокритики разделились на 2 лагеря: одни(В. Чернов и сотрудники «Русского богатства») выступили как «цельные и последовательные противники диалектического материализма и в философии и в истории» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 257); другие (Богданов, Базаров, Юшкевичи др.), пытались «примирить» Э. с марксизмом, т. е. стремились протащить реакционную идеалистич. философию в идеологию рабочего класса. Русские эмпириокритики, подделываясь под материализм, пытались защититься от обвинения в идеализме. Затушевывая идейное родство Э. с агностицизмом и субъективным идеализмом Беркли и Юма, русские эмпириокритики пропагандировали Э. как новейший вывод современного естествознания. Против русской разновидности Э. выступил Г. В. Плеханов (см. его «Materialismus militans», Соч., т. XVII). Однако Плеханов игнорировал связь Э. с кризисом современной физики и не вскрыл его социальных корней. Только Ленин всесторонне разоблачил реакционность и антинаучность Э. Ленин сорвал с Э. покрывало «новейшей теории», обнажив под ним старые-престарые идеализм и мистику. Он вскрыл связь Э. с кризисом новейшей фи-. ,зики и-доказал, что логическим выводом из Э. неизбежно является солипсизм. В знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм», вышедшей в свет в 1909, Ленин дал уничтожающую критику русских махистов и их философских учителей—Авенариуса и Маха. Книга Ленина является вместе с тем «материалистическим обобщением всего важного и существенного из того, что приобретено наукой и, прежде всего, естествознанием за целый исторический период, за период от смерти Энгельса до появления в свет книги Ленина „Материализм и эмпириокритицизм11» [«История ВКП(б)». Краткий курс, 1945, стр. 98].

ЭМПИРИОМОНИ'ЗМ —разновидность су бъек -тивно-идеалистич. философии эмпириокритицизма (махизма), выросшая на русской почве после революции 1905 и развитая А. А. Богдановым. В ряде своих произведений—«Эмпириомонизм», «Философия живого опыта» и др.—Богданов пытался протащить под видом марксизма утончённый и приглаженный идеализм. Основная посылка Э.—-отрицание объективного существования материи и толкование её как совокупности нематериальных элементов опыта, т. е. субъективных ощущений. В понятие единого (монистического) опыта (отсюда название Э.) Богданов вкладывал субъективно-идеалистич. содержание. Исходя из идеалистического положения, будто основой всего существующего является общественное сознание, Богданов пытался завуалировать свой идеализм словечками о «коллективном сознании», о «социально-организованном опыте» и т. п. Разоблачая Богданова, Ленин писал: «думать, что философский идеализм исчезает от замены сознания индивида сознанием человечества, или опыта одного лица опытом социально-организован-ным, это всё равно, что думать, будто исчезает капитализм от замены одного капитали -ста акционерной компанией» (Соч., т. XIII, стр. 188). Ленин до конца разоблачил попытку этой реакционной философии подорвать теоретич. основы марксизма и лишить пролетариат его революционной теории.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 3 изд., т. XIII; История Всесоюзно» Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), [М.], 1945; Плеханов Г. В., Materialismus militans, Соч., т. XVII, М., [1925].








Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.