1013    ЭСТЕТИКА    1014

прусский национализм и ненависть к другим народам определили существенные черты и ѳго идеалистической Э.

Большую роль в развитии эстетических учений 19 в. сыграла Э. критического реализма, представленная во Франции Стендалем и Бальзаком. Стендаль (1783—8ч2) в своей книге «Расин и Шекспир» исходил из реалистич. понимания искусства. Правдивость художественного произведения возвышается над простым копированием действительности; душа искусства—в широкой концепции, к-рая позволяет художнику координировать материал, предварительно добытый - путём «микроскопического» изучения действительности-обстоятельств, фактов, страстей и поступков. Бальзак (1799—850)признавал задачей искусства изображение социальной действительности, «того, что везде происходит». Художественная правда, учил Бальзак, не является простым повторением действительности, но её образной типизацией. Диалектич. характером отличается учение Бальзака об индивидуализированных типах.

Эпоха империализма характеризуется полной деградацией буржуазной Э. Находя себе теоретическую основу в реакционных идеалистич ских учениях (неокантианцев, махистов, прагматистов и различных предста-вителей иррационалистических школ), буржуазная Э. порвала с методом художественного реализма и вступила в острую борьбу с его эстетич. теорией. Буржуазная Э. отрывает искусство от действительности, поддерживает глубоко реакционную теорию «искусства для искусства», толкает искусство на путь формализма и бѳзидейности, субъективного психологизма и анархич. произвола художника. Э. этих реакционных течений служит обоснованием художественной практики импрессионизма, символизма, экспрессионизма и т. п. упадочных направлений в искусстве.

В Р о с с.и и передовые эстетич. учения, начиная с 18 в., были тесно связаны с развитием матѳриалистич. философии и с историей революционного движения и отражали великие достижения русского искусства. Эти учения отличаются реалистич. пониманием художественного творчества и пронизаны идеей народности. Великий рус. энциклопедист

18    в., родоначальник русской материалистич. философии и естествознания, М. В. Ломоносов (1711—65) изложил свою теорию поэзии в «Письме о правилах российского стихотворства» и в «Кратком руководстве к красноречию». Правила классич. поэзии были даны А. А. Сумароковым (1718—77) в «Наставлении хотящим быть писателями». Выдающийся русский просветитель-материалист 18 в. А. Н. Радищев (1749—802) со всей остротой поставил вопрос о народности в искусстве.

В русской эстетич. литературе первых десятилетий 19 в. происходила борьба классицизма, сентиментализма и романтизма; в тш борьбе рождалась русская Э. художественного реализма. Э. классицизма защищал в особенности Шишков; центром «классиков» было общество «Беседа любителей русского слова». Э. сентиментализма, представленная гл. обр. Карамзиным и Жуковским, в начале

19    в. сделалась одним из влиятельнейших направлений в теории литературы. Одним из центров романтизма, в 20-е гг. 19 в. оттеснившего классицизм и сентиментализм, было «Общество любомудров» (1823—25), в состав которого входили: Одоевский, Веневитинов, братья Киреевские и др. Наиболее прогрессивная линия русского романтизма 20-х гг., представленная молодым Пушкиным, П. А. Вяземским и К. Ф. Рылеевым, поли.ически была связана с декабризмом, защищала революционную идейность литературы. Идея народности, гражданственности и патриотизма в искусстве подводила Рылеева к преодолению романтизма. Передовую реалистическую Э. начала 19 века возглавил А. С. Пушкин (1799—837), который теоретически обобщил художественный опыт не только своего собственного гениального поэтич. творчества, но и важнейших течений всей мировой литературы. В эстетике Пушкина на первый план выдвинута идея народности. В его понимании народность поэзии и её правдивость совпадают. Народность—это отражение в зеркале поэзии мыслей, чувствований, обычаев, понятий и привычек, свойственных данному народу. Придавая громадное значение художественной форме, Пушкин всё же неоднократно указывал, что вопросы художественной формы занимают второе место по сравнению с вопросами идейного содержания. Передовая эстетич. теория складывавшейся в России школы критич. реализма смело противопоставляла придворному искусству искусство народное.

Следующим этапом в развитии русской и мировой теории искусства явилась Э. классич. русской философии. «Начиная с Бглин-ского, все лучшие представители революционно-демократической русской интеллигенции не признавали так называемого „чистого искусства", „искусства для искусства" и были глашатаями искусства для народа, его высокой идейности и общественного значения» (Жданов, Доклад... о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946, стр. 23). В. Г. Белинский (1811—48), обобщая творческий опыт художественной культуры русского народа и всей мировой литературы, рассматривал искусство как зеркало действительности и выражение сущности народной жизни. Реализм в искусстве, в понимании Белинского, неотделим от народности. Эстетика Белинского пронизана глубоким историзмом. Раскрывая историч. своеобразие литературы античной, немецкой, французской, английской, Белинский приходит к выяснению особенностей развития русской литературы и к установлению её историч. задач. В будущем он предвидел торжество народного и реалистич. русского искусства. Демократизм и гуманизм характерны для всей эстетики Белинского. Искусство Белинский определял как мышление в образах, литературу—как «сознание народа, исторически выразившееся в словесных произведениях его ума и фантазии». Предметом искусства, по Белинскому, является то, что составляет общий интерес всех и каждого, то, что всех волнует, во всяком находит отзвук, служит невидимым рычагом деятельности всех и каждого. Большое внимание уделял Белинский диалектике формы и содержания, типичного и индивидуального в искусстве. Белинский учил о высокой общественной роли искусства, которое должно быть пронизано идейным пафосом писателя, борющегося і за народные интересы. Самый выдающийся




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.