ЭСТРЕМАДУРА—ЭТИКА    1034

и 1946 были проведены конкурсы артистов

Э., продемонстрировавшие значительные художественные достижения во всех основных жанрах эстрадного искусства. Большую работу проводили артисты Э. в период Великой Отечественной войны, обслуживая бойцов Красной армии на передовых позициях.

ЭСТРЕМАДУРА (Estremadura)—1) историч. область в юго-западной Испании, охватывает современные провинции Бадахос и Касѳрѳс. Площ. 41,8 т. кді2; 1.194 т. ж. (1935). Отсталый аграрный район с преобладанием пастбищного скотоводства (гл. обр. овцеводства и свиноводства). Гл. культуры: пшеница, оливы, виноград, южные фрукты. Ископаемые: уголь, медь, цинк, свинец; добывается лишь последний. Производство пробок и удобрений. 2) Историческая область в Португалии. Площ. 18 т. геле.2; 2.115 т. ж. (1940). Крупнейший город—Лиссабон. Аграрный район. Основные культуры: рис, пшеница, овёс, бобовые, оливы, виноград, плодовые. Рощи пробкового дуба. На побережьи—рыболовство.

ЭСТУА'РИЙ (от лат. aestuarium—берег, затопляемый приливом)—воронкообразное устье реки, обязанное своим происхождением или наступанню моря на сушу, или размывающему действию прилива, а иногда береговым морским течениям. Таковы, напр., устья рек Жиронды, Эльбы и Темзы в Европе.

ЭСТЫ, эстонцы —народ, принадлежащий к балтийской, или западной ветви финно-угорской языковой группы; основное насе-ление Эстонской ССР. Общая численность Э.—1.200 т. ч. (историю и культуру Э. см. Эстонская советская социалистическая республика).

ЭСХИ'Л (ок. 525—456 до хр. э.)— первый пз трёх великих трагических поэтов Греции, афинянин; участник войны с персами. Написал ок. 90 произведений, из к-рых сохранилось 7 трагедий: «Просительницы» (472) на сюжет о Данаидах, «Персы» (472)—прославление победы при Саламинѳ, «Семеро против Фив» (467)—о борьбе сыновей Эдипа—Этеокла и Полиника, «Прометей прикованный» (ок. 475)—о казни этого титана за похищение у богов огня, трилогия «Орестея» (458), состоящая из трагедий: «Агамемнон»—об убийстве Агамемнона, «Хоэфоры»—о мести Ореста, «Эвмениды»—о суде над Орестом. Трагедии Э. близки к эпическому рассказу. До Э. трагедии исполнялись хором и одним актёром. Э. ввёл второго актёра, затем и третьего (по примеру Софокла), чем придал действию драматизм, однако, хор у Э. везде играет существенную роль. Образы трагедий Э. отличаются величием и силой, как, напр., образ Прометея. «Прометей—самый благородный святой и мученик в философском календаре» (Маркс и Энгельс, Соч., т. I, 1938, стр. 12). Этот образ вызвал много подражаний в новое время (Гёте, Шелли, и др.).

Соч. Э.: Трагедии, М.—Л., 1937; Прометей прикованный. Трагедия, пер. с греч. С. Соловьева и В. Нилендера.—Прометей освобождённый, М.—Л., 1927; Прикованный Прометей, [М.]. «Academia», 1935; Орестейя. Пер. с греч.

Н. Кото лова, СПБ, 1883; Агамемнон. Стихотворный пѳр. с греч. С. И. Радцига, М., 1913.

ЭТАЛОН—образцовая мера, служащая для проверки находящихся в обращении мер. Изготовлением и хранением Э. заняты в каждой стране специальные гос. научные учре-яедения (палаты мер и весов, в СССР—научно-исследовательские институты метрологии), объединяемые Международным бюро. Э. разделяются на основные, хранимые весьма тщательно и крайне редко употребляемые, рабочие Э., образцовые меры 1-го класса, проверяемые по рабочим Э. и служащие для проверки образцовых мер 2-го класса, и ї. д.

ЭТАН, С2Н,—углеводород, бесцветный, не имеющий запаха горючий газ, температура плавления—172°, кипения—93s; технически готовится действием водорода на этилен в присутствии катализаторов. Сгущённый в жидкость применяется в холодильных установках.

ЭТАП (франц.)—1) место остановки при передвижении к.-л. групп или отрядов, а также расстояние между двумя остановками; Э. существуют, напр., в системе эвакуации раненых и больных с фронта в тыл. 2) В царской России—пункт для ночлега арестантских партий в пути, а также самый способ передвижения этих партий, равно как и самая арестантская партия в пути под охраной специальных конвойных команд. На дорогах массового передвижения арестантов, гл. обр. в Сибири, этапные пункты строились на каждые 25—30 вёрст, что считалось нормальным дневным переходом арестантской партии.

Э'ТЕЛИ (прежнее обычное название—ч у -в а н ц ы)—одна из народностей севера СССР, обитают в Анадырском р-не Чукотского нац. округа и Пенжинском р-не Корякского нац. округа. Численность—704 человека (1926). Часть Э. оседла и занимается гл. обр.•рыболовством и охотой, часть ведёт кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством. В процессе советского социалистич. строительства Э. преодолели былую отсталость, значительно повысив свой хозяйственный и культурный уровень.

ЭТИКА (от греч. ethos—нрав, обычай, характер)—философское учение о морали, нравственности, а также система норм поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу, родине и друг к другу. Историч. развитие морали, обусловленное развитием общественных отношений, получает своё отражение в истории этических учений, обосновывающих различные представления о нравственности, её источниках, целях и нормах.

Вопросы Э. привлекают внимание философов уже на первых ступенях историч. развития философии. В соответствии со своим стихнйно-диалектич. мировоззрением древнегреч. материалист Гераклит (6—5 вв. до хр. э.) отмечает противоречивость и изменчивость моральных норм. Добро и зло взаимно проникают друг друга. То, что сегодня являлось добром, завтра может сделаться злом. Точно так же меняются и представления об удовольствии. Стоя на стороне рабовладельческой знати в её борьбе против демоса, Гераклит отмечает моральное превосходство аристократов: «Один для меня стоит десяти тысяч, если он наилучший». Представители элейской школы (6—5 вв. до хр. э.) подчёркивают рациональную природу морали. Человек, учит Ксенофан, должен действовать согласно разуму. Такого же взгляда придерживался Парменид. Великий материалист древнего мира Демокрит (470— 380 до хр. э.), в противовес идеологам рабо-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.