1035    ЭТИКА

владельческой знати, утверждает, что моральное достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами. Добродетельный человек отличается умеренностью и рассудительностью. Высшее счастье заключается в хорошем расположении I духа, в спокойствии. Учение об относительности моральных норм (релятивизм) разви- j вают древнѳ-грѳч. софисты. Принцип Про- j тагора (481—411 до хр. э.) «человек—мера вещей» лишает моральные нормы объектив- | ного критерия. Релятивизм софистов был на- \ правлен гл. обр. против косных обычаев тра- j циционной морали. Из рядов.софистов вы- ! шли первые философы, подвергшие мораль- і ному осуждению рабовладение (Антифонт, Ликофрон). Э. находится в центре интересов Сократа (469—399 дохр. э.), обосновывавшего религиозную нравственность рабовладельче- | ской аристократии. Согласно Сократу, суще- і ствует абстрактная идея добродетели, определяющая конкретные формы и проявления добродетели у отдельных людей. Истинная добродетель совпадает с мудростью, со зна- ! нием, что есть добро. Сократ отмечает три основные добродетели: умеренность, храб- I рость и соблюдение божественных и человеческих законов. Метафизич. и идеалистич. j теория Сократа оказала определяющее влияние на этику Платона. Большую известность в древнем мире получила Э. кинической школы (4 в. до хр. э.). Глава этой школы Анти-сфен провозглашает идеал автаркии—самоудовлетворения, независимости личности от окружающей действительности, ограничения потребростей. Продолжатель Антисфена Диоген отвергает все порождённые развитием культуры потребности и требует возврата к естественному состоянию. Противоположную киникам позицию занимала современная им киренская_школа, основатель к-рой Аристипп (р. ок. 435 до хр. э.) развивает Э. гедонизма, т. е. признания целью жизни чувственных наслаждений. Как киники, так и киренаики, будучи проводниками антиобщественной ин-дивидуалистич. нравственности, знаменуют начавшийся распад рабовладельческого общества, расшатывание моральных устоев античной гражданственности. Воинствующий идеалист Платон (427—347 до хр. э.), крупнейший идеолог античной аристократии, основывает свою В. на признании потусторонних, сверхчувственных идей, во главе с идеей блага. Истинная добродетель заключается в стремлении к этой идее. Чувственные земные радости не являются истинным благом. Под справедливостью Платон понимал подчинение низших сословий высшим и считал, что только аристократам доступна истинная нравственность. Различным сословиям общества приличествуют различные добродетели: правителям—мудрость, воинам—мужество, земледельцам и ремесленникам—умеренность и благоразумие. Величайший философ древности Аристотель (384—322 до хр. э.), в противоположность Платону, видит корни морали в земных отношениях. Он устанавливает двоякую добродетель: интеллектуальную и волевую. Первая достигается путём обучения, вторая приобретается привычкой. Цель человеческой жизни заключается в разумной деятельности. Аристотель придаёт особое значение гражданской добродетели, центральный принцип которой—справедливость. Признавая рабовладение естественным и нормальным, Аристотель считает, что для рабов спра-ведливо быть рабами, а для рабовладельцев— рабовладельцами. Материалист Эпикур (342— 270 до хр. э.) утверждает, что целью всех живых существ является стремление к наслаждению. Однако чувственные удовольствия непрочны и влекут за собой страдания. Более прочны и длительны духовные наслаждения. Блаженство состоит в невозмутимости духа, достигаемой путём ограничения страстей и влечений, ставящих нас в зависимость от внешнего мира. Этика Эпикура проникнута антирелигиозными идеями. Страх перед богами и смертью он считает величайшей помехой счастливой жизни. Продолжателем Эпикура на римской почве был выдающийся философ и поэт Лукреций Кар (99—55 дохр. э.)

В учении стоиков (4 в. до хр. э.—6 в. хр. э.) вопросы Э. занимают первостепенное место. Представители стоицизма требуют жизни, основанной на согласии с природой и разумом. Счастье совпадает с добродетелью. Мудрец достигает «апатии», он свободен от страстей, затемняющих разум, мужественно повинуясь судьбе. Хотя нек-рые представители стоицизма провозглашали принципиальное равенство всех людей, включая рабов, мораль стоиков своей проповедью подчинения действительности вела к признанию рабовладельческого порядка. Э. стоицизма получила особенно большое влияние в Римской империи (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий' и послужила одним из источников идеологии раннего христианства. Значительное распространение получает в период упадка древнего мира этическая теория скептиков. Основатель скептицизма Пиррон (360—270 до хр. э.) провозглашает моральным принципом, делающим людей счастливыми, невозмутимость. Необходимо отказаться от стремления познать мир, сделаться равнодушным к истине и таким образом добиться необходимого спокойствия .    і

С падением рабовладельческого общества и возникновением феодальных отношений господствующую роль в идеологич. жизни Европы начинает играть христианская церковь. Наступает эпоха господства католич, религии над умами людей. Появляются этические учения, противопоставляющие блаженство «потустороннего мира» суетному счастью земной жизни. Католицизм использует религиозно-этические учения христианских богословов времён упадка Римской империи. Уже во 2—3 вв. хр. э. Тертуллиан развивал идеи аскетизма, отказа от всех радостей жизни. Августин (354—430) уделял особое внимание проблеме греха и грехопадения людей. Люди, поучал Августин, целиком зависят от божественного произвола, бог предопределяет одних к добру, а других—к злу. Высшей добродетелью является служение церкви. Августин пытался морально оправдать религиозную нетерпимость и жестокие преследования еретиков. Крупнейший идеолог феодальной эпохи Фома Аквинат (1225—74) объявляет земную жизнь человека подготовкой к загробному миру. Блаженство заключено в созерцании бога. Путь к блаженству лежит через абсолютное подчинение церковному авторитету. Поддерживая феодализм, Фома требует строжайшего повиновения властям и на зывает послушание «добродетелью подданных*.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.