104о    Э ТИНА— Э ТИ ОЛ ПРО В Л ИНЫЕ РАСТЕМ ИЛ    1016

с распущенностью в личном быту и семейной жизни. Советская семья—свободный союз равноправных мужчины и женщины, соединённых любовью, взаимным уважением, дружбой, воспитанием детей и общей заботой о благе родины.

В работах Сталина большое внимание уделено вопросу об активной роли морали в жизни общества, о её мобилизующей и организующей силе. Развивая учение Маркса, Энгельса и Ленина, Сталин показывает, как, возникнув из общественного бытия, надстройки, в том числе и мораль, в свою очередь, -сами воздействуют на общественную жизнь. Активная роль морали может быть либо прогрессивной, либо реакционной. Реакционная мораль выражает интересы отживающих сил общества и тормозит его продвижение вперёд. Каждый новый способ производства тормозится вначале не только старыми экономич. формами и соответствующими им политич. учреждениями, но и старыми этическими нормами, взглядами, идеями. Прогрессивные этические идеи служат интересам передовых сил общества и содействуют его поступательному развитию. Они играют громадную роль в разрешении назревших историч. задач общества. Коммунистич. мораль—могучая сила, активно влияющая на дальнейший рост производительных сил, дальнейший материальный и культурный подъём социалистич. общества. От сознательности трудящихся от их культурности, от социалистич. дисциплины, организованности и творческого отношения к труду зависит решение великих историч.задач,стоящих перед народами СССР.

Сталину принадлежит заслуга разработки и обоснования роли советского патриотизма как одного из коренных принципов коммунистич. Э. «В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., 1946, стр. 160 —161). Быть советским патриотом, значит—верой и правдой, не щадя ни сил, ни самой жизни, отстаивать свободу и независимость социалистич. Родины. Советский патриотизм неразрывно связан с ненавистью к врагам социалистич. Родины. «Нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души» (Сталин, там же, стр. 55). Ненависть рождает бдительность, непримиримость к врагу и ведёт к уничтожению всего, что мешает советским людям строить счастливую жизнь. Учение о ненависти к врагам трудящихся обогащает понятие социалистич. гуманизма, отличая его от слащавой и лицемерной «филантропии».

Товарищу Сталину принадлежит разработка положений о морально-политическом единстве, как основы общности интересов всех граждан социалистич. общества. Важнейшей составной частью коммунистич. морали является дружба народов, воспитание людей в духе великих принципов ленннско-стаЛинской национальной политики.

Выдающееся значение имеет разработанный Сталиным вопрос о роли морального фактора в войне. Среди постоянно действующих факторов, определяющих исход войны, моральный дух армии составляет одну из решающих сил. Моральный дух армии определяется прежде всего характером войны.

Война справедливая, освободительная благотворно действует на нравы воинов, способствует их облагораживанию, возвышению их духовных сил. У армии, ведущей несправедливую, захватническую войну, недостаток нравственных сил может до поры до времени возмещаться физич. силами (техникой, палоч ной дисциплиной) и подогреваться низменными побуждениями (стремлением к грабежу и наживе). Однако моральная деградация такой армии неизбежна и является одной из предпосылок её поражения. Только благородная цель войны цементирует волю к победе, только вера в правоту своего дела рождает чудеса героизма. Идея защиты социалистич. отечества привела в движение все силы советского народа, соединила в едином подвиге миллионы людей, воодушевлённых моральным сознанием своего долга и своей ответственности за судьбу родины. В ходе войны советский народ одержал не только военную, но и морально-политическую победу над врагом, доказав всестороннее превосходство социалистического строя и социалистического сознания.

Лит.: Марко К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, [Л.], 1940; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, [М.], 1945, отд. I, гл. IX—XI; Ленин

В., Задачи союзов молодежи, Соч., 3 изд., т. XXX; его же, [Письма к Инессе Арманд], «Большевик», М., 1939, № 13; Цеткин К-, О Ленине. Сб. статей и воспоминаний, М., 1933; Сталин И., Вопросы ленинизма, 11 изд., [М.], 1945 («Речь в Кремлевском дворце на выпуске академиков Красной армии», «Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)», «О диалектическом и историческом материализме»); его же. Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом, [М.], 1939; его же, Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы И декабря 1937 г., [М.], 1937; его же, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., М., 1946; О журналах «Звезда» и «Ленинград». Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г., газ. «Правда», М., 1946, 21/VIII, стр. 1.    М. Л-еонов.

ЭТИК Е'Т (франц.)—строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в светском обществе, на дипломатич. приёмах и т. д.

ЭТИЛЕ'Н, С.,Н4—углеводород; темп-pa плавления —169°, тѳмп-ра кипения—102°; газ со сладковатым запахом, составная часть светильного газа (4—5%), масляного, коксового, природных газов. С воздухом Э. образует взрывчатые смеси; мало растворим в воде. Технически готовится действием паров спирта на окись алюминия и другими способами. Применяется для получения нек-рых органич. соединений (напр., этана, хлористого и бромистого этилена и др.), для автогенной сварки, как средство для дозревания плодов и для обезболивания при операциях. Имеет важное военное значение как сырьё для производства иприта.

ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ—см. Алкоголи.

ЭТИМОЛО'ГИЯ (греч.), 1) в языковеде н и и—определение происхождения слова и его родственных отношений к другим словам того же или других языков. 2) В школьной грамматике 19 в.—отдел, заключающий в себе фонетику и морфологию. ^Народная Э.—новое осмысление малопонятных и стоящих особняком слов, связанное с ошибочным пониманием их этимологии, состава по аналогии со знакомым словом, например: «муравей» (из «моровей», под влиянием слова «мурава*), «свети ль» (вместо «фитиль»).

ЭТИ ОЛИ'РОЗАННЫЕ РАСТЕНИЯ—зеленыэ растения, но выросшие при отсутствии света,




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.