117    ФЕДОТОВ—ФЕЙЕРБАХ    118

папье-маше, покрытые лаком и украшенные миниатюрой. С начала 19 в. здесь, в центре народных промыслов, существовала живописная мастерская купцов Лукутиных, изготовлявшая табакерки, шкатулки, подносы и т. д. с миниатюрной росписью. В живописи (масляными красками) преобладают бытовые сюжеты (тройки, чаепития). Мастера (Семёнов, Бородкин, Митусов и др.) копируют картины современных, а также старых русских и западных художников, превращая станковый оригинал в драгоценную миниатюру. Имеется школа живописи.

ФЕДОТОВ, Павел Андреевич (1815—52)—выдающийся русский живописец и рисовальщик, один из основоположников реалистич. жанра в России. За картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», исполненные с тонкой наблюдательностью подлинного бытописателя, Федотов получил в 1849 от Академии художеств звание академика. Не менее замечательны и рисунки Федо-



I това («Болезнь Фидельки», «Смерть Фидельки», «Мод-

I ный магазин», «Бедной девушке краса — смертная коса» и Др.). Ф. рано умер, истерзанный нуждой и тяжким душевным недугом. В творчестве этого крупнейшего русского художника сочетались высокая живописная культура и тонкое художественное чувство с редким юмористическим талантом. В историю русского искусства Ф. вошёл как зачинатель демократій. нац. искусства. Картины Ф. сосредоточены в Третьяковской галлереѳ в Москве и Гос. Русском музее в Ленинграде.

Лит.: Булгаков Ф., П. А. Федотов и его произведения художественные и литературные, СПБ, 1893; К о с т и н В., Павел Андреевич Федотов, 1815— Ш2, М.,- 1938.

ФЕДОТОВА, Гликерия Николаевна (1846— 1925)—знаменитая артистка московского Малого театра, нд. сцене к-рого впервые выступила в 1862. В 1905 болезнь заставила Ф. покинуть сцену. Ученица Щепкина и Самарина, Ф. достигла высокого мастерства в создании реалистического сценического образа. Лучшие роли Ф.: Катерина в «Грозе», Кручинина в «Без вины виноватые» Островского, Катарина в «Укрощении строптивой», леди Макбет в «Макбете» Шекспира, королева Елизавета в «Марии Стюарт» Шиллера и Др. Федотовой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

ФЕДРА—в древнегреч. мифах дочь критского царя М иноса, жена афинского героя Тезея. Ф. полюбила своего пасынка Ипполита, но, будучи отвергнута им, оклеветала его перед отцом. Тезей проклял Ипполита, и он погиб, упав с колесницы. Ф. покончила с собой. Образ Ф. широко использован в литературе (трагедии Софокла, Еврипида, Сенеки. Расина).

ФЕДЧЕНКО, Алексей Павлович (1844— 1873)—зоолог и путешественник. Работал в области зоологии, ботаники, антропологии и географии. В 1868—71 совершил путешествие по Туркестану, где собрал богатые коллекции по местной флоре и фауне. В Швейцарии занимался исследованием ледников. При подъёме на одну из вершин в группе

Монблана Ф. был застигнут снежной бурей и погиб. Результаты его экспедиции были обработаны и изданы под заглавием «Путешествие в Туркестан А. П. Федченко», т. I— III, М., 1875—99. Им самим написаны: «В Кокандском ханстве» (помещено в вышеназванной книге) и ряд работ по зоологии.

ФЕДЧЕНКО, Борис Алексеевич (р. 1872), сынА. П. Федченко—ботаник; работает по систематике растений, по изучению флоры Ср. Азии и др. обл. Заведывал ботанич. экспедициями Переселенческого управления (1908—14).

ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК—на Памире в вост. части хребта Петра I (в Таджикской ССР). Крупнейший в СССР. Длина 76 км, а вместе с южным его продолжением —Язгулемским ледником—112 км. Назван в честь исследователя А. П. Федченко. В 1933 на леднике построена метеорологич. станция.

ФЕ'ЙЕРбАХ (Feuerbach), Ансельм (1829— 1880)—выдающийся нем. живописец. В глубоко продуманных композициях своих исторических и мнфологич. картин («Ифигення», «Медея», «Пир у Платона» и др.) стремился сочетать строгость формы и замкнутость композиции классицизма с эмоциональностью романтики.

ФЕ’ЙЕРБАХ (Feuerbach), Людвиг (1804— 1872)—выдающийся немецкий философ, представитель домарксовского материализма. Сын криминалиста Ансельма Фейербаха. Сперва Фейербах изучал теологию, но затем всецело отдался философии; первое время был последователем Гегеля, хотя и не правоверным гегельянцем. В 1829 приступил к чтению лекций в Эрлангенском университете, но после выхода его сочинения «Мысли о смерти и бессмертии» (1830) вынужден был отказаться от академической карьеры.

Не желая приспособляться, по его словам, к «политическому сервилпзму и религиозному обскурантизму», Фейербах решил «замкнуться в одиночестве» и отдаться литературной деятельности (см. Фейербах, Лекции о сущности религии, Сочинения, том III, 1924, стр. 5—7). Удалившись в деревню Брукберг, Ф. прожил там большую часть своей жизни. В 1870 Ф. вступил в социал-демократическую партию, но практич. участия в работе партии не принимал.

С 1833 Ф. начинает критику теологии и постепенно приходит к материализму. В своём произведении «К критике гегелевской философии» (1839) Ф. выступает против гегелевского идеализма. В вышедшей в 1841 его книге «Сущность христианства» материализм уже полностью берёг верх над идеализмом. До этого выступления Ф. материализм в Германии был всецело подавлен идеализмом Канта и Гегеля. Нельзя было опровергнуть идеализм, не выступив против религии.

II Ф. с большим мастерством вскрыл гносеологические корни религии, гл. обр. христианства. Ф. показал, что не бог сотворил человека, а человек—бога, вернее, человек своим мышлением создал образ бога и этому своему творению поклонялся. От критики религии Ф. переходит к критике идеализма. Перед освобождённым от религиозных пред




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.