1161    ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО—ЯПОНСКОЕ МОРЕ    1162

скин лад и покрытые черепицей крыши. С образованием феодальных княжеств складывается светское искусство, строятся роскошно отделанные внутри дворцы (дворец Фудзивара близ Киото, 11 в.)- С половины 16 в. начинаются сношения с Зап. Европой, и в крепостных сооружениях становятся

Синтоистский храм в ІІдзумо.

заметными черты воздействия европейской архитектуры. С конца 19 века архитектура пошла пЬ путям европейско-американского зодчества.


Живопись вначале носит религиозный характер (стенописи 7—8 вв. в буддийском храме в Хориудзи). В 9 в. появляется впервые светская живопись. В т. н. Хейян-ский период (9—12 ьв.) вошли в употребление картины на шелку и бумаге в виде свитков, развёртывающихся в ширину или в длину,—макимоно и какемоно. Искусство этого времени носит утончённый придворно-ари-стократич. характер. В период высшего расцвета феодализма (13—17 вв.) изображение военных подвигов и стычек составляет вначале главное содержание живописи, затем (14—16 вв.) большую роль начинает играть

Хокусаи. Иллюстрации из «Мангва» (по изданию 1834).

пейзаж, трактованный ещё в условных и обобщённых формах и носящий символич. характер (школа Кано и др.). С конца 16 еє-ка в живописи замечаются симптомы художественного упадка (сухо-схематичная, условная трактовка пейзажа и др.). Искусств нарождающегося класса, буржуазии, представлено реалистической школой ѵкийо-ё («простая школа»). Сюжеты картин этой школы берутся из повседневной жизни ремесленников, актёров, гейш; изображаются народные празднества и жанровые сцены. Особенно большую роль сыграла тесно связанная с этой школой цветная гравюра на дереве. Она достигла широкого развития и процветания в

18 в. и 1-й половине 19 в. вместе с ростом её главного потребителя—городского населения. Из наиболее выдающихся графиков известны: Харунобу, Утамаро, І-Сийонага, Сяряку, Хокусаи, Хиросиге. С вступлением Японии на путь капиталистического развития (после 1868), наряду с традиционными формами живописи на шелку или бумаге, развивается зкиво-пись европейского типа в картинах масляными красками. Она отражает влияния западно-европейского искусства (в частности, французского).

В скульптуре Японии намечается два основ- Асанга—буддийский ных стиля: более ранний жрец. Деревянная идеалистич. стиль монумен- скульптура (8 — тальной скульптуры (ста-    в

туи будд и бодисатв) и развивавшийся позднее стиль мелкой пластики реалистич. характера. Из видов художеств ениых промыслов высокого мастерства достигли лаки (лаковые изделия), керамика (фарфор и др.), обработка металла, украшение оружия, инкрустация и др. В этих изде-лиях верное и тонкое наблюдение природы сочетается с большим декоративным чутьём. К этим работам привлекались крупные художники (Корин, Кензан и др.).

В наст, время одно из направлений искусства господствующих классов продолжает культивировать «национальные традиции», другое же увлечено «европеизацией». В

1928 были впервые выставлены произведения пролетарских художников, избравших своими темами события из жизни и борьбы рабочего класса. Эти начинания были задушены с наступлением реакции в конце 20-х годов.

Лит.: Гартман Садакичи, Японское искусство, пер. с англ., СПБ, 1908; Денике Б., Японская цветная гравюра, [М.], 1936; его ше, Япония [Альбом по архитектуре]ДМ.], 1935; Никитин П., Идеографический изобразительный метод з японской живописи, «Восточные сборники», вып. 1, М., 1924.

ЯПСКСКОЕ І\ГСРЕ—часть Тихого океана между материком Азии, сстровом Сахалином и Японским архипелагом: на С. соединяется Татарским проливом с Охотским м., на Ю.— Корейским проливом с Вост.-Китайским м., на В.—проливами Лаперуза, Сангарским (Цугару) и Симоносѳки с Тихим океаном. Вытянуто с С.-В. на Ю.-З. на 2.440 км; площадь 9S0 т. км*. По происхождению Я. м.—область опускания. Глубины на С. и на Ю. незначительны, в центр, части св. 4 км. Берега б. ч. гористые и кюутые, на вост. побережьях много удобных бухт; наиболее значит, заливы— Корейский и Петра Великого. К).-в. часть Я. м. согревается тёплым Цусимским течением (ветвь Куро-Сиво), к-рое входит через Корейский пролив и выходит Сангарским и Лаперу




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.