351 ВEPBЬЕ—ВЕРЕСАЕВ 352

лизма (первая из них—франц. армия Людовика XIV во 2-й пол. 17 в.). С переходом к массовым армиям совершается переход к воинской повинности. Под влиянием Франции, а затем Пруссии воинская повинность получила широкое распространение. Но В. в. сохранилась в Великобритании, США и др. Во Франции на основе вербовки комплектуется иностранный легион. Вербуются также добровольцы для создания кадров буржуазной армии. Вербовка кадров рассчитана на укомплектование армии элементами, вполне преданными господствующему классу.

ВЕРВЬЕ' (Verviers)—город в Льежской пров. Бельгии, в узле ж. д. Брюссель—Кёльн; 43 т. жит. (1934), с пригородами—до 90 т. ж. Расположен близ каменноугольных залежей. Обработка цветных металлов (свинец, цинк), машиностроение. Крупный центр шерстяной, главным образом суконной, пром-сти (известен с 18 в.). Европейской известностью пользуется ткацкая школа.

ВЕ'РГА (Verga), Джованни (1840—922) — итальянский писатель, уроженец Сицилии. С конца 70-х гг. стал вождем итальянского нату-.рализма (веризма). В. враждебно относился к росту капитализма. Его веризм носил крестьянофильскую окраску. В.—бытописатель сицилийского крестьянства, эксплоатнруемого и разоряемого помещиками и кулаками. Он— художник маленьких, забитых людей, пессимист, не видящий выхода из безотрадной действительности. Большой художник слова, В. писал сочным, красочным языком, мастерски передавая особенности крестьянской речи. Рус. пер.: «Муж Елены* (1900 и 1904), «Несчастье девушки* (1910), «Обреченные* (1927), «Осел св. Иосифа» (1927) п др.

ВЕРГИ'ЛИЙ—римский поэт, см. Виргилий.

ВЕРДЕ'Н (Verdun)—город в Сев.-Вост. Франции, на р. Маасе, узел ж. д.; 14 т. ж. (1926; в 1921—29 т. ж.). Первоклассная крепость. К началу Мировой войны (1914) В. составлял на франко-германской границе левый фланг укрепленного франц. восточного фронта В.— Бельфор, протяжением ок. 200 км. В феврале

1916 герм, армия атаковала В. Штурмы немецких войск с колоссальными потерями продолжались безуспешно несколько месяцев. Франц. войска также имели большие потери. Бои у В. («Верденская мясорубка»)—одно из самых"ярких проявлений ужасов империалистической бойни на Западном фронте.

ВЕ'РДИ (Verdi), Джузеппе (1813—901)— крупнейший итал. оперный композитор 19 в. В то время, когда шла борьба за национальное освобождение Италии от австр. владычества, эмоционально насыщенные оперы В. стали знаменем нац. искусства. Осознавая в этом композиторе выразителя своих чаяний и стремлений, буржуазия часто видела в той или иной сценической ситуации опер В. аналогию с современным по-лптнческпмположением. Популярности музыки В. содействовало ее мелодическое богатство, искренняя выразительность, структурная простота и драматический пафос. Этими качествами отличаются как ранние оперы В. («Эрнани»—1844, «Луиза Миллер»—1849), когда В. находился еще под влпя-нием своих предшественников: Беллинп, Доницетти и Россини, так и более поздние («Риголетто*—1851, «Трубадур»—1853, «Травиата*— 1853), благодаря которым В. приобрел известность во всем мире. В опере «Аида* (1871) и в двух последних—«Отелло* (1887) и «Фальстаф* (1893)—В. достигает вершины своего мастерства: человеческий голос становится у него основным носителем драматической выразительности, оркестровое сопровождение получает тщательную и мастерскую отделку, взаимодействие этих элементов обусловливает художественную целостность произведения. Лучшие оперы В. не сходят и до наст, времени со сцены оперных театров: за последнее время делаются попытки к возобновлению и менее популярных его опер («Эрнани*, «Бал-маскарад». «Сила судьбы»),

ВЕРДИ’КТ (лат.—верно сказанное)—в судах присяжных решение присяжных заседателей, отвечающее на вопрос о факте преступления и виновности подсудимого. За В. следует приговор постоянной коллегии суда-—оправдательный или определяющий наказание.

ВЕРЕСАЕВ (псевд. Смидовича, Викентия Викентьевича, р. 1867)—известный писатель. Сын врача-обшественника. Получил медицинское образование. Работал земским врачом, а во время Русско-японской и Мировой войн—военным врачом.

В печати В. выступил впервые в 1885.

Творчество В. отражало общественный путь значительной частн интеллигенции. Создавшая известность В. повесть «Без дороги» (1895) рисует настроения «бездорожья*

90-х годов, когда после краха народнических идеалов наступило «тяжелое, глухое и сумрачное время», когда часть интеллигенции потеряла веру в полезность общественной деятельности и все ее восприятие жизни было проникнуто скептицизмом. В этот же период были начаты «Записки врача», в к-рых В., ставя вопрос о роли врача-обшественника, подвергал сомнению пе только эту роль, но и вопрос о полезности и научной обоснованности самой медицины. Заканчивая это произведение в 1901, когда революционное рабочее движение вышло на широкую дорогу, В. уже намечает пути преодоления своего скептицизма, видя выход в переустройстве «всей общественной системы». В рассказе «Поветрие» (1897) даны образы воспрянувших, бодрых людей, увидевших, что «вырос и выступил на сцену новый, глубоко революционный класс»—пролетариат. Ощгако боязнь совершенно потерять свое лицо, растворившись в пролетариате, боязнь перестать самим быть героями приводила к сомнениям, отталкивала героев В. от рабочего движения, толкала их к исканию подвигов («На повороте», 1902). После поражения революции 1905 и падения революционной волны В. изображает надорванных, растерянных людей («К жизни»,

1908). Последним романом, посвященным настроениям и чувствам этой частн интеллигенции, был роман «В тупике» (1923), где даны люди, совершенно растерявшиеся перед гигантскими событиями пролетарской революции. Дальнейшая эволюция старой интеллигенции и поворот ее в сторону социализма В. не отражены.






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.