353    ВЕРЕСК—ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА    354

Кроме перечисленных произведений, до революции В. написал ряд повестей из жизни рабочих, крестьян, ряд рассказов о Русско-японской войне и несколько произведений публицистического и литературно-критич. характера («Живая жизнь» и др.)- После Октябрьской социалистич. революции В. напечатаны: «Пушкин в жизни» (1926—27), «Гоголь в жизни» (1933), автобиографич. повесть «В юные годы»

(1927), повесть «Исанка» (1927) и роман «Сестры» (1933). В двух последних произведениях, давая образы современной молодежи, комсомольцев, В. останавливается гл. обр. на обрисовке психологической раздвоенности, на узко личных переживаниях, связанных с проблемой взаимоотношений между полами. Такой односторонний показ дает искаженное изображение советской молодежи, особенно ее комсомольской части, и заслоняет те актуальные проблемы социалистического строительства (коллективизация, ударничество, соц. соревнование), которые затронуты вромане «Сестры». Последние годы В. работал главным образом над Пушкиным.

Полное собрание сочинений В., изд. А. Ф. Маркса, тт. I—IV. СПБ, 1913; Полное собрание сочинений, тт. I—XV, 3 изд., «Недра», М., 1929.


ВЕ'РЕСК, Calluma vulgaris—низкий вечнозеленый кустарничек с мелкими черепичато-рас-положенными листьями п лиловато-розовыми цветами. Нетребователен к почве, обыкновенно растет по сухим местам, бедным питательными веществами,-—борам, верещатникам п торфяным болотам. Цветы В. медоносны.

ВЕРЕСКОВЫЕ, Ericaceae—сем. двудольных сростнолепестных растений. По большей части это—кустарники, реже—маленькие деревца с вечнозелеными многолетними листьями и правильными цветками. Плоды—коробочки или ягоды; последние у многих съедобны. Известно более 1.100 видов. В. широко распространены по земному шару, иногда покрывают большие пространства, образуя т. н. верещатники. Среди В. много медоносных и декоративных садовых (рододендроны, азалеи). Нек-рые В. ядовиты. Представители: вереск, багульник, земляничное дерево. В особое подсемейство среди В. выделены брусничные—брусника, черника, голубика, клюква.

ВЕРЕТЕНИЦА. Anguis fragilis—безногая змеевидная ящерипа до 55 см длины. См. Медяница.

ВЕРЕТЕНО—главная работающая часть прядильных машин. Благодаря вращению В. происходит кручение нити, к-рая при этом периодически (на сельфакторе) или непрерывно (на ватере) наматывается непосредственно на В. пли на насаженную на него шпулю. Различают В. для банкаброшей, сельфакторов (мюль-машин) и ватеров, к-рые в свою очередь разделяются на рогульчатые, кольцевые и колпачные в зависимости от механизма, при помощи которого подается к В. нить; этот механизм вращается вокруг оси В., но медленнее самого В. В соответствии с номером пряжи и родом волокна В. бывают различной величины. В. делают из мартеновской стали, они должны быть прочны, хорошо центрированы и уравновешены, т. к. в некоторых случаях число оборотов пх превышает


10.000 в минуту. Первый прядильный ватер, сконструированный в Англии в конце 18 в.,

м. о. Э. т. и.

имел три пары В. В. наручных прялках—деревянные, точеные, заостренные к концам, бывают с утолщением посредине.

ВЕРЕЩАГИН, Василий Васильевич (1842— 1904) — выдающийся живописец-реалист. В. много путешествовал (в Средней Азии, Индии, Сирии, на Балканах), был свидетелем и участником Туркестанского похода 1867, Русско-турецкой войны 1877—78; погиб в Порт Артуре на броненосце «Петропавловск» в начале Русско-японской войны. Главная тема картин В.—правдивый, неприкрашенный показ войны и ее ужасов, страданий ее рядовых участников — «серой» солдатской массы. «Апофеоз войны» изображен В. в виде пирамиды черепов. В туркестанской, индийской и болгарской сериях картин, наряду со сценами войны («Забытый», «На Шипке все спокойно» и др.), В. дает жуткие изображения казней («Казнь в Дели» и др.), к к-рым примыкает «Казнь первомартовцев», изображающая расправу царского пр-ва с революционерами. Большая часть произведений В. собрана в Третьяковской галлерее (Москва), в Русском музее (Ленинград) и др.

ВЕРЕЩАГИНО—рабочий поселок, р. ц. на западе Пермской обл., станция ж.д.; 11,2 т. ж. (1935). Металлообрабатывающий завод.

ВЕРЕЩАТНИК, вересковые пусто-ш и—безлесные пространства с тощими болотистыми или подзолистыми почвами, поросшие вереском, иногда совместно с другими низкорослыми кустарниками.

ВЕРЕЯ—гор. МО, адм. центр р-на, в 27 км от ж.-д. станции Дорохове на З.-Ю.-З. от Москвы (сообщение автобусом); 4,6 т. ж. (1935).

ВЕРЖЕ' (франц.)—писчая бумага машинной выработки с просвечивающим рисунком рубчиком или мелкой клеточкой, сделанным путем тиснения готовой, но не вполне просушенной бумаги (см. Водяные знаки).

ВЕРИ'ЗМ (от veгo—истинный, правдивый),

1) в м у з ы к е—оперный стиль, развившийся в конце 19 в. в Италии в связи с буржуазно-реалистическими тенденциями, характерными для итальянского театра той эпохи. Для верист-ской оперы характерны: остро-драматическая сюжетика, речитативно-ариозное изложение, приближающееся к интонациям разговорной речи, не чуждое, впрочем, грубого мелодраматизма, влияние народной мелодики и ритмики. Первыми представителями В. в итал. опере были Масканьи и Леонкавалло, получившие широкую известность в начале 90-х гг. своими операми «Сельская честь» и «Паяцы». Сильное влияние на композиторов-веристов оказал франц. композитор Бизе. Наиболее выдающийся представитель В. — Пуччини с его музыкальными драмами: «Манон», «Тбска», «Богема», «Чио-Чио-Сан» и др.

2) В итальянской литературе —название литературного направления, близкого к натурализму. Его гл. представители— Верга, Деледда и др.

ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА — официальное письмо главы государства о назначении посла или посланника в другую страну. При приезде посол или посланник вручает лично В. г. главе государства этой страны на торжествен-

12





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.