71    БРАХМАНИЗМ—БРЕДЕЛЬ    72

хикранный, или брахиоидный череп. Индекс 80 для черепа соответствует индексу 82 для живого человека. Существует ряд теорий, пытающихся превратить Б. (как и иные формы черепа) в фактор, определяющий социальные явления. Расовики т. н. северо-германского толка считают, напр., Б. признаком «низшей» расы, другие же, наоборот, видят в Б. высшую форму эволюционного развития человечества. Современная наука отвергает обе точки зрения как вульгарные и антинаучные, поскольку нет никакого основания ставить поведение человека, определяемое социальными факторами, в зависимость от формы черепа или других расовых признаков.

БРАХМАНИ'ЗМ—принятое у европейцев название религии индусов, сменившей древнейшую ведийскую религию завоевателей Индии—арийцев. Б. развился на основе распадения индийского общества на касты с наследственным разделением труда и запретом перехода из одной касты в другую. Б. освятил жестокое угнетение низших каст высшими (с кастой жрецов-брах-манов во главе). Над всеми богами возвышается верховный Брахма, мировой дух, устроитель каст, поддерживающий мировой и общественный порядок. Одни лишь жрецы знают тайный смысл священных текстов и обрядовых формул. Жрецы ведут паразитический образ жизни. После долгой борьбы с буддизмом Б. вытеснил его из Индии, приняв реформированную форму индуизма.

БРАХМА’НЫ, брамины —высшая каста жрецов в Индии, с древних времен присвоившая себе исключительное право толкования священных книг Вед и совершения жертвоприношений. В настоящее время Б. утратили в значительной степени свое прежнее значение.

БРАХУИ—одна из народностей языковой группы дравидов, живущая рассеянными группами в Белуджистане и образующая наиболее многочисленную и могущественную племенную группу в Келате. Занимаются частью земледелием, частью скотоводством. В значит, мере смешались с белуджами. Составляют возглавляемый ханом Келата союз племен, в к-рый входят также нек-рые белуджские, афганские и индусские племена. Собственно Б.—приблизительно 170 т. ч.; вместе с другими племенами, входящими в их племенной союз,—ок. 300 т. ч.

БРАЧНЫЙ НАРЯД—временное изменение окраски и формы тела у животных, чаше у самцов, в период размножения, гл. обр. для привлечения другого пола. Так, рыбы расцвечиваются иногда всеми цветами радуги; у тритонов вырастает гребень на теле и хвосте; особенно же изменяются птицы: у них меняется окраска перьев, вырастают новые хохлы и т. д. Б. н. является временным половым диморфизмом.

БРАЧНЫЙ ПОЛЕТ—вылет из гнезда насекомых (муравьев, пчел) для совокупления в воздухе. У пчел Б. п. бывает через несколько дней по вылуплении молодой матки; она с массой трутней и рабочих пчел вылетает из улья и во время полета оплодотворяется одним трутнем; в конце лета, когда все молодые матки оплодотворены и трутни становятся ненужными, пчелы их убивают. У муравьев Б. п. бывает во второй половине лета; после полета самцы умирают, оплодотворенные самки падают на землю, лишаются крыльев и приступают к основанию новой колонии.

БРАШПИЛЬ—горизонтальный ворот на носу судна для подъема якоря.

«БРД30ЛА» (Борьба)—первая нелегальная газета тбилисской с.-д. организации, ее ленинско-искровской группы, возглавлявшейся Сталиным, JT. Кецховели и Цулукидзе. Выходила в 1901—02 (>& 1 «Б», вышел в сентябре 1901). Всего удалось выпустить 4 номера. «Б.» печаталась в бакинской подпольной типографии, организованной Кецховели. Отпечатанные номера доставлялись в Тбилиси и распространялись тбилисской парт, группой. Идею создания нелегальной революционной газеты в За-кавказьи выдвинули Сталин и Кецховели еще в 1898 в целях пропаганды революц. марксизма и борьбы против грузинских легальных марксистов и их газеты либерально-националистич. направления «Квата» (впоследствии органа грузинских меньшевиков). «Б.» руководилась Сталиным, ряд его статей был напечатан в газете. «Б.» отстаивала, обосновывала и развивала необходимость неразрывной связи революц. борьбы закавказского пролетариата с революц. борьбой всего российского рабочего класса. «Б.» рассматривала себя как местный орган общероссийского с.-д. движения. Руководящим принципом «Б.» была идея «Искры»— организация единой революц. партии на основе массовой политич. агитации и пропаганды идей революц. марксизма. Так же, как и <• Искра», «Б.» резко ставила вопрос об отмежевании от экономистов и легатьных марксистов. «Б.» решительно выступала за революционные политич. способы борьбы пролетариата, пропагандируя ленинскую идею гегемонии пролетариата в российском революц. движении. Т. о. «Б.» отстаивала теоретические основы революц. марксизма и задачи революционно-классовой борьбы пролетариата, проводя в Закавказьи идеи ленинской «Искры».

БРЕТГЕР (Brögger), Вольдемар (р. 1851)— норвежский геолог, профессор в Осло. Один из основоположников современной петрографии, развернувший перед этой наукой новые обширные задачи генетич. и хнмич. характера.

БРЕГЕ'. Брегет (Breguet), Абрам Луи (1747—823)—известный франп. мастер часового дела, член Академии наук в Париже; усовершенствовал карманные часы и хронометры, построил ряд точных физических приборов. В старину в России хорошие часы называтись брегетами.

БРЁ’ГЕЛЬ, Брейгель, также Б р ю г е л ь (Brueghel)—семья фламандских художников, из к-рых наиболее замечателен родоначатьник ее—П итер Б. Старший, по прозванию Мужицкий (1525—69), автор полных юмора и грубоватого реализма картин из народной жизни, положивших начато крестьянскому жанру («Борьба между Карнавалом и Постом» «Слепые», «Времена года» и др.). Его младший сын Я н (1568—625), прозванный Бархат-н ы м, писал изящные пейзажи и пветы.

БРЕ'ДЕЛЬ (Bredel), Вилли (р. 1901)—немецкий пролетарский писатель. Рабочий-металлист. Романы Б. («Машиностроительный завод»,

1930, «Улица Розенгоф», «Параграф в защиту собственности», 1931) принадлежат к значительнейшим произведениям нем. пролетарской литературы. В них ярко отображены жизнь нем. рабочих, предательская роль сопиал-демокра-тической верхушки, условия классовой борьбы и подлинное лицо пролетарской Германии. Захватившими власть фашистами Б. был заключен в концлагерь, описанный им впоследствии в романе «Испытание» (1935). Подпольную





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.