775    ВОЗДУШНЫЙ ШАР—ВОЗРОЖДЕН НЕ    776

ревозкам пассажиров—четвертое. Налет тонно-

километров составил в 1936 более 20 млн., а в 1938 составит 35 млн.

Основными типами самолетов гражданской авиации является двухмоторный грузоподъемностью в1т «ПС-9» и одномоторный грузоподъемностью в 0,8 т «К-5*, самолеты из нержавеющей стали «Сталь-2* и «Сталь-3», почтовые «П-5» и «П-ЗЕТ», скоростная пассажирская машина «ХАИ» п др. Строится эскадрилья самолетов-гигантов типа «Максим Горький» и организовано серийное производство ряда моторов советской конструкции. В 1938 на В. т. будет проведена реконструкция самолетного парка. На смену существующей материальной части войдут в эксплоатацию новые скоростные машины «ПС-89», «ПС-35» и ряд др.


Героический перелет по Сталинскому маршруту Чкалова, Байдукова и Белякова, а также Громова, Юмашева и Данилина, арктические перелеты Молокова и Водопьянова, ряд мировых рекордов подъема на высоту с коммерческим грузом Коккинаки, Юмашева и друтгих, подъемы' в стратосферу, произведенные советскими стратонавтами, достижения в области парашютизма и планеризма—все это свидетельствует о том, что СССР с успехом решает задачу ' аэрофикации страны. В июле 1938 П. Осипенко, М. Раскова п В. Ломако совершили дальний беспосадочный полет на гидросамолете по маршруту Севастополь—Архангельск, пролетев по прямой 2.241,5 км и по ломаной—2.371,9 км. В сентябре 1938 В. Гризодубова, М. Раскова и П. Осипенко совершили без " посадки героический перелет Мо<:ква — Дальний Восток, пролетев по мар шруту 6450кх. Перекрыты все женские международные рекорды полета по прямой и ломаной линиях.

На протяжении ряда лет в СССР проводятся опытные работы в области дирижаблестроения. Освоив строительство и эксплоатацию кораблей полужестких систем, советское дирижаблестроение вступает в этап создания кораблей больших кубатур и строительства первых линий дирижабельного транспорта.


ВОЗДУШНЫЙ ШАР—см. Аэростат.

ВОЗМУЩЕНИЯ, пертурбаци п—1) § астрономи и—отступления небесных тел (планет, комет) от правильного движения по законам Кеплера. Вызываются притяжением планет или других тел, не стоящих в центре, вокруг к-рого происходит данное движение, или отступлением центрального тела от сферической формы. Изучаются в небесной механике. 2) В.магнитны е—см. Магнетизм земной.

ВОЗНЕСЕНИЯ ОСТРОВ—брит, остров, одиноко лежащий в Атлантическом ок. под 7°57' ю. ш. и 1432Г з. д., в 1.500 км от берегов Африки. Поверхность 88 ки2; ок 200 ж. (1931). Служит угольной базой для пароходов, идущих на Ю. Африки и в Индийский океан. Порт—Джорджтаун, якорная стоянка.

В03НЕСЕНСК—пос. гор. типа, р. ц. Одесской обл. УССР, пристань в нижнем течении р. Юж. Буга, ж.-д. станция; 20,7 т. ж. (1935). Незначительная пищевая пром-сть.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц.)— исторический период в истории Зап. Европы, приходящийся на 14 —16 вв. В понимании В. у бурж. писателей не достигнуто единства. Одни из них видят его основную сущность в возрождении в передовых кругах зап.-европ. общества интереса к античной культуре, другие подчеркивали гл. обр. рост индивидуализма, возрождение человеческой личности в смысле освобождения ее от оков феодализма и церковности. Марксизму чуждо самое деление истории на культурно-историч. эпохи: духовная культура стоит в зависимости от роста производительных сил и политического состояния общества, поэтому' и термин «В.» сохраняется в марксистской историографии лишь как условное обозначение периода, когда в Италии (в 14 — 16 вв.) и в других странах Западной Европы (во 2-й половине 15 в. и гл. обр. в 16 в.) сказалось в результатесоцн-ально-экономпч. развития ослабление феодальной идеологии и распространилась идеология нового общественного класса, буржуазии, — гуманизм. В Италии сложились в 14—15 вв. условия, способствовавшие развитию мировоззрения и культуры В. В. распространилось п на другие европ. страны, в к-рых рост городской буржуазии также создавал для него благоприятные условия.

В истории искусства термином «В », или «Ренессанс», обозначают архитектуру и изобразительные искусства Зап. Европы 15— 16 вв. (и прежде всего Итатии, передовой страны того времени). Искусство В. пришло на смену искусству средневековья, которое художники Ренессанса противопо -тавляли новому как варварское, «готическое» (ем. Готика). К северу от Альп новое искусство получило распространение в 16 в.

Искусство Ренессанса характеризуется возрастающим интересом к человеческой природе и к многообразию окру-жаю-щего мира, усиленным стремлением к совершенству художественной техники и научному ее обоснованию (работы Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи и др. по теории перспективы и светотени, изучение художниками анатомии и пропорций человеческого тела). С др. стороны, особенно в 16 в., лозунгом нового искусства является возрождение форм античного (грекоримского) искусства, к-рое возводится в норму, объявляется образцовым, «классическим».

Наряду с церковными зданиями, в которых проявляется стремление к охвату пространства купольным перекрытием (купол Флорентийского собора), развитие получает светская архитектура (палацпо) — строгого стиля в Тоскане, с богатыми декоративными деталями в Северной Италии.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.