927 ГАММА—] -Г АНГЛИИ 928

седними звуками, называемыми ступенями Г. Значение различных Г. в том, что они, определяя звуковой состав муз. произведения нлн его отрывка, дают известное (однако далеко не полное) представление о его ладовой структуре—функциональных отношениях, роли отдельных звуков и созвучий. В традиционной теории музыки учение о Г., замещавшей понятие лада, играло очень большую роль. Основной и наиболее совершенной Г. уже ряд столетий признана т. н. натуральная' мажорная Г. (рис. 1). В мажорной натуральной Г. устойчивыми ладовыми элементами, относящимися к тоническому трезвучию, являются

1cm. По» НЬ» IV™ Уст. Vio» ЛИ«. lot

Рис. 1. Натуральная мажорная Г.: I ст.—тонина , II ст.—верхний ввозный тон, III ст.—медианта, IV ст.—субдоминанта, V ст.—доминанта,

VI ст.—нижняя медианта, VII ст.—нижний вводный тон.;

^ступень (тонпка), III (медианта) и V (доминанта). Остальные ступени мажорных Г. относятся к неустойчивым элементам, разрешающимся в ближайшие к ним устойчивые звуки. Все другие Г., соответствующие звуковому составу других ладов, теория музыки до последнего времени признавала (совершенно неосновательно) производными из мажорной Г.,

для изучения фольклора и, следовательно, обогащения музыки новыми средствами выразительности. Наоборот, для примитивных форм музыкального творчества характерны крайне

Рис. 2.    Рис. 3.    Рис. 4.

Рис. 2—натуральная минорная Г., 3—гармоническая минорная Г., 4—мелодическая минорная Г.

т. е. происшедшими путем повышения или понижения ее отдельных ступеней. Из числа Г., известных относительно давно, следует отметить мягкую (гармоническую) мажорную (с понижением на 1/» тона VI ступени) и минорные Г.: натуральную минорную, гармоническую минорную и мелодическую минорную (рис. 2, 3, 4).

Всем этим Г., называемым диатоническими и относящимся, следовательно,

Рис. 5. Хроматическая Г.

б. ч. к 2 ладам—мажору и минору, в теории музыки противопоставлялась т. н. хроматическая Г.—последование всех 12 звуков нашей звуковой системы в порядке их высоты (рис. 5). В связи с усложнением средств выражения музыки, использованием иных форм ладовой организации, отличавшихся от мажора и минора, появились новые звукоряды, новые Г., которые традиционная теория музыки также безуспешно пыталась свести к модификациям мажорных или минорных Г. Из числа этих Г. следует отметить: венгерскую гамму, тоновую (или целотонную) и гамму т о н -полутон (рис. 6, 7 и 8). В наст, время в связи с стремлением расширить звуковой состав Г.—звукорядов (17-, 24-, 36-, 48-ступен-ные звукоряды)—число различных Г. еще более возрастает, открывая широкие перспективы малозвучные Г.—в 5 и 4 звука, как, напр., так называемая китайская Г., представляющая малозвучную модификацию натуральной мажорной илп натуральной минорной Г.

ГАММА-ЛУЧИ—один из видов радиоактивных излучений. См. Радиоактивность.

Г А'М СУН (Hamsun), Кнут (псевдоним К. П е -т е р с е н а, р. 1860)—известный норвежский писатель. Сын деревенского портного. В молодости перепробовал много профессий (сапожный подмастерье, поденщик, кочегар, каменщик и т. д.), выдержал жестокую борьбу за существование; жил в США. Широкую известность Г. приобрел своим автобиографическим романом «Голод».

Творчество Г. ярко отобразило разорение й распад мелкой буржуазии Норвегии. Первый период творчества Г. («Голод», «Пан», «Виктория» и др.) посвящен отображению психики мятущегося и беспочвенного человека, выброшенного за борт новыми капиталистическими отношениями. Основные источники душевной жизни героев Гамсуна—любовь и сопровождающие ее страдания, культ природы. Одиночество, крайне обостренная чувствительность, преобладание чувства над логикой—характерные черты героев Г. этого периода. В дальнейшем Г. пытается идеализировать быт и психологию мелкого производителя («Бенони», «Роза») и вскрыть социальные корни крушения крестьянского хозяйства. Гибель мелкой буржуазии Г. видит не в системе капиталистических отношений, а в противоречии интересов фабричного пролетариата и собственника-кре-стьянина (драма «У врат царства»). Почти во всех последующих произведениях Г. красной нитью проходит борьба между пром. городом и патриархальной деревней («Санатория Тар-рахус», «Город Сег^льфорс» и др.). В возвращении к миру патриархальных отношений Г. усматривает единственный выход из кризиса современного человечества (роман «Соки земли», 1917, и др.).

ГАНГ—важнейшая река Индии; берет начало в Гималаях и впадает в Бенгальский залив. Г. вместе с Брамапутрой образует величайшую дельту земного шара. Дл. Г. 2.700 км, бассёйн 1.060 т. км*. Важнейший приток—Джамна. Воды Г. используются для искусственного орошения плодородных нолей Бенгалии, Бихара и Ориссы и Соединенных провинций. На Г. стоят города: Калькутта, Патна, Бенарес, Аллахабад, Каунпур. Судоходен от гор. Гардва-ра, где Г. выходит на равнину. Оживленное пароходство. Вода Г. считается у индусов священной. Долина является важнейшим сельскохозяйственным р-ном Индии.

ГА'НГЛИЙ—1) нервный узел, или скопление нервных клеток. У большинства беспозвоночных животных нервная система состоит из Г., соединенных друг с другом комиссурами (нервными волокнами). У позвоночных Г. в головном




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.