165    БЫЛИНЫ—БЫТИЕ    166

его чаяния лучшего будущего и идею борьбы против иноземных нашествий и служили образцами народной удали, сметливости и великодушия. Рукописных текстов Б. сохранилось мало, да и те поздние (17—18 вв.). В устной традиции в течение последних столетий Б. жили исключительно в крестьянской среде (гл. обр. на севере, в б. Олонецкой и Архангельской губ., в Западной Сибири), а также в измененном лиро-эпическом виде у уральских, оренбургских и донских казаков. В середине

18 в. свыше 70 Б. записано в Сибири Киршей Даниловым. В 60-х годах 19 века большое количество Б. было записано в Олонецком крае П. Рыбниковым, в 1871 там же—А. Гильфер-дингом. В начале 20 века обширные записи Б. были произведены в Архангельской губернии Марковым, Григорьевым, Ончуковым, в 1926— 1928 опять в Олонецком крае—Б. и Ю. Соколовыми.

Б. на севере исполняются т. н. сказителями, крестьянскими певцами, к-рые в то же время являются и поэтами, т. к. обычно подвергают былинные тексты в той или другой степени творческой переработке; нек-рые из них получили широкую известность (семейство Рябнни-ных, В. Щеголенок, мать и дочь Крюковы и др.)- Культурными центрами, где Б. слагались, были крупнейшие центры феодальной Руси: Киев, Галич Волынский, Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Москва, Рязань и др. В 17 в. с укреплением самодержавной власти свободно-демократический дух былевого эпоса стал возбуждать неприязнь правящих кругов и церкви. Народные певцы и рассказчики с их репертуаром (былины и пр.) подвергались суровым преследованиям, что заставило их броситься в глухие окраины, в Олонецкий и Архангельский края и в Сибирь, где они и их потомки—сказители — продолжали развивать эпическое творчество. Внимательное изучение содержания былевого эпоса показывает ложность теории, выводящей его из феодально-ари-стократич. военно-дружинной поэзии. В Б. следует видеть произведения устного нар. творчества, выражение нар. настроении и стремлений.

Сложная история Б. вскрывается преимущественно из анализа как содержания, так и формы их. Б. говорят о высоком достоинстве земледельческого труда (Б. о Микуле Селянино-виче), о военных подвигах богатырей (Б. о До-брыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче), о богатстве и роскоши своих и заезжих торговых гостей (Б. о Дюке Степановиче, о Соловье Будимировиче, о Садко Новгородском), о классовых столкновениях в торговом городе (Б. о Василии Буслаеве, о Хотине Блудовнче, о Ставре Годиновиче). История былинных сюжетов, а тем более история былинной формы (композиция, стихосложение, стилистика) восстанавливаются, однако, с большим трудом.

Характерными чертами стилевой структуры Б. являются: медленное развитие действия, подробность описаний, многочисленные проявления т. н. ретардаций (замедлений), троекратные повторения, затверженные и переходящие из былины в былину поэтические формулы. Изложению сюжета предшествуют обычно запев и зачин; Б. заканчивается т. н. исходом, т. е. заключительной поэтической формулой. Стих Б. состоит обычно из 9—13 слогов с 4 ударениями, подчиняясь напеву с двухчетвертным ритмом и его вариациями.

Лит.: сборники былин—Кирша Данилов, Древние русские стихотворения, М., 1804 (новое изд. под назв.: Сборник Кирпш Данилова, СПБ, 1901); Рыбников П., Песни, т. I—II, 2 изд., М., 1909 —10; Гильфердинг А., Онежские былины, 3 тт., 2 изд., СПБ, 1894—900. Общие работы о былинах: М и л л е р В., Очерки русской народной словесности, т. I—III, м.— П., 1897—924; Былины (Сборник для учащихся средней школы, сост. Ю. Соколов, под ред. Б. Волина), Москва, 1937.

«БЫЛОЕ»—журнал, посвященный преимущественно истории народничества и более раннего освободительного движения в России (декабристы, петрашевцы и др.). Издавался В. Л. Бурцевым за границей в Лондоне и Париже в 1900—04 и 1908—12. С 1906 «Б.» издавался и в Петербурге под редакцией В. Я. Богучар-ского и П. Е. Щеголева (фактическим редактором оставался В. Л. Бурцев). Закрыт пр-вом в 1907. В 1908 взамен «Б.» начал издаваться журнал «Минувшие годы». Вновь «Б.» начал выходить с июля 1917 в Петрограде, первоначально под редакцией В. Бурцева, распространявшего злобную клевету против большевистской партии. После Октябрьской социалистической революции журнал выходил под редакцией П. Е. Щеголева. Просуществовал до 1927.

БЫРРАНГА—горное плато на п-ове Таймыр, на крайнем севере Сибири. Круто обрывается кЮ., на С. падает полого. Высота до 600 м. Имеются ископаемые угли.

БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЙЕ ТЕЛЕГРАФНЫЕ АППАРАТЫ—телеграфные аппараты более сложных систем по сравнению с Морзе аппаратом и с большей скоростью передачи. По конструкции и способу действия Б. т. а. разнообразны. По способу передачи они делятся на два основных типа: а) с автоматической передачей и б) с ручной (клавиатурной) передачей. Наиболее распространены автоматические аппараты Уитстона и Сименса. В первом через специальный передатчик передается телеграмма, заранее заготовленная в виде бумажной ленты с пробитыми на ней рядами отверстий; каждой букве соответствует комбинация отверстий. При прохождении ленты через передатчик в линию поступают комбинации импульсов тока + и —, в соответствии с комбинациями отверстий на ленте. В приемнике эти импульсы записываются на ленте в аппарате Уитстона в виде знаков азбуки Морзе, а в аппарате Сименса—печатными буквами.

Из Б. т. а. с ручной передачей наибольшей пропускной способностью обладает многократный аппарат Бодо, позволяющий использовать один и тот же провод для нескольких передач. Более простыми и удобными являются стартстопные телеграфные аппараты. Эти аппараты имеют передатчики типа пишущей машинки. Прием—буквопечатающий. В эксплоа-тации сохранился старый Б. т. а. Юза, имеющий по сравнению с другими Б. т. а. меньшую пропускнуто способность.

БЫТИЕ—в диалектическом материализме реальный мир, материя, существующая независимо от человеческого сознания. «Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей, философии,—пишет Энгельс,—является вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверяедали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе, признавали сотворение мира,... составили идеалистический лагерь.


в



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.