m    БЭЙ ПИН—БЭКО Н    170

бессилия восстановить дисциплину в армии и заставить ее воевать. В сент. 1917 Б. стал на сторону Корнилова. После победы Октябрьской социалистической революции был одним из главных поджигателей борьбы Антанты против Советской России. В 1919—21 был послом в Риме. Б. оставил не лишенные интереса воспоминания (русский перевод под названием «Записки дипломата»).

БЭЙПИ'Н—город в провинции Хэбэй (б. Чжп-ли) в Китае; до 1928 наз. Б э й ц з и н, или Пекин, и быт столицей Китая. Важнейший культурно-полнтич. центр Сев. Китая. Стык важнейших ж. д., идущих от Б. на Мукден, Нанкин, Ханькоу, Калган и далее. Ок. 1 млн. жит. Речным портом для Б. является Тунчжоу, а морским—Тяньцзинь, к-рому Б. значительно уступает как торговому, промышленному и пролетарскому центру. В Б. сосредоточена гл. обр. мелкая и кустарная пром-сть, отчасти художественная (ковры, эмать). Пролетариат представлен рабочими немногочисленных ф-к, железнодорожниками, трамвайщиками, ремесленными рабочими и рикшами. Б.—один из центров буржуазного туризма. Обнесенный массивными стенами, Б. делится на Северный, в прошлом маньчжурский город, и Ю ж -ный, где сосредоточено большинство населения. Имеется также посольский квартал, находящийся под непосредственным управлением представителей пмпериатистиче-ских держав.


История. Постройка Пекина под монгольским именем Каанбалыг (Ханский город) на месте более древнего города относится к эпохе завоевания Китая монголами (в конце 13 в.). С нач. 15 в. под именем Пеки-

11 а (Северная резиденция) стад столицей Китая. В 1860, после 2-й Опиумной войны, Пекин был занят английскими и присоединившимися к ним французскими войсками; его дворцы подверглись разграблению.

В 1900 Пекин стад центром боксерского восстания, с подавлением которого империали-стич. державы в самом Пекине создали свою военную крепость. С падением Юань Ши-кая Пекин стал объектом борьбы сменявших друг друга милитаристич. клик. Нарастание рево-люц. движения отразилось в Пекине с 1919 рядом массовых выступлений (студенческие демонстрации и др.). Пекинский ун-т стал центром культурного и политич. движения либеральной и радикальной интеллигенции. В Пекине были заключены Китайско-советский договор (31/У 1924) и договор СССР с Японией (20/1 1925). Весной 1926 в Пекине произошел расстрел охраной Дуань Ци-жуя антиимпериа-листич. демонстрации. В 1925 Пекин был занят Гоминьцзюнем. Эту армию осенью 1926 вытеснила милитаристич. коалиция, возглавленная Чжан Цзо-линем (см. Анъгоцзюнъ). 6/IV 1927 пр-во Чжан Цзо-линя с поощрения им-периалистич. держав произвело бандитский налет на посольство СССР и захват 15 сотрудников посольства. В 1928 столица была перенесена в Нанкин, а Пекин переименован в Бэй-пин. Осенью 1929 в Б. имели место крупные и упорные стачки (рикш, коммунальников, работников связи). С середины 1931 и до конца

1932 власть в Б. находилась в руках Чжан Сюэ-ляна. С 1933 в Б. фактически распоряжались японцы; в 1937 Б. был занят японскими войсками. С конца 1935 Б.—один из центров , антияпонского движения на севере Китая.

Б'ЭКОН (Bacon), Роджер (1214—92)—средневековый англ. философ и ученый-естествоиспы-татель; францисканский монах. Подвергался преследованиям за обличения церкви, 14 лет провел в тюрьме. Б. был первым крупнейшим критиком схоластики и защитником экспериментального метода в науке. Он считал математику «азбукой философии*, а опыт—источником знания. Опыт, по мнению Б., может дать единственно правильное решение вопроса; этого не могут сделать ни «авторитет» ни отвлеченное доказательство. Б. предвидел возможность многих изобретений. «Можно было бы построить,—писал Б.,—приспособления для плавания без гребцов..., делать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой, летательные машины, сидя в которых человек мог бы приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим». В сочинениях Б. предвосхищены многие идеи англ. философа конца 16 и нач.

17 вв. Френсиса Бэкона.

БЭКОН, Френсис, барон Веруламский, виконт Сент Альбанский (1561—626)—философ и государственный деятель Англии (был лорд-канцлером).

Учение Б.—философское выражение интересов англ. буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Идеологически прогрессивным отрядом этой буржуазии, благодаря своеобразным условиям развития англ. капитализма, была обуржуазившаяся аристократия, к которой и принадлежал Бэкон. Б. сыграл большую роль в начавшейся еще в эпоху Возрождения идеологической борьбе за развитие наук. Против идеализма и схоластики Б. направил оружие материализма и требование развития опытных наук. Он был «истинным родоначальником английского материализма^ вообще опытных наук новейшего времени* (Маркс и Энгельс, Святое семейство, Соч., т. III, стр. 157).

Но материализм Б. еще не был последователен. «В Б э к о н е, как первом творце материализма, в наивной еще форме скрыты зародыши всестороннего развития этого учения. Материя улыбается своим поэтическим чувственным блеском всему человеку. Но изложенное в афористической форме учение Бэкона еще полно теологической непоследовательности» (там же). В философии Б. встречается ряд диалектических моментов: учение о движении как неотъемлемом свойстве материи; учение о качественном многообразии элементов материи (учение о формах). «Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является д в и ж е н и е,—не только как механическое и математическое движение, но еще больше как стремление, как жизненныйдух, как напряжение, или, как выражается Яков Бёме, как мучение (Qual) материи. Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия, существенные силы» (там же). Но эти диалектические моменты не могли получить у Б. развития в силу общего метафизического характера его материализма. Учению Б. чужда идея





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.