191    ВАВИЛОНИЯ—ВАГА    192

ных гос-в способствовала необходимость ведения громадного ирригационного х-ва (в борьбе с наводнениями, заболачиванием страны и засухами) и защиты страны от вторжений врагов. В В. рано развилась торговля, рано появился слой купцов и ростовщиков. Классовое расслоение в общинах, сосредоточение земель и рабов в руках верхушки, группировавшейся вокруг храмового жречества, привели к ожесточенной борьбе в общинах между их верхушкой и их беднейшей частью. Развитие ростовщичества привело к росту кабального рабства, подрывавшего силу отдельных общин. В то же время распространился и наемный труд. В городах и храмах развилось производство тканей, ковров, ювелирных изделий и пр. Торговля велась караванами с Передней Азией, Закавказьем, Аравией; морская торговля—с Индией. Сложилась развитая система права (кодекс Хаммураби). Крупные поместья царей, храмов, знати обрабатывались рабами и наймитами, отчасти сдавались по участкам.

Первоначальное население страны'составля-ли сумеры, по Марру—яфетнды. Семиты их оттеснили к югу, получившему название Су-мир. Впоследствии сумеры смешались с семитами. Главными общинами сумеров были Эрн-ДУ. Ур> У рук, Лагаш с соответств. святилищами. Главным их религиозным центром был Ниппур, игравший большую политическую роль в сношениях между этими общинами. Уже в сумерскую эпоху в В. сложились крупные деспотические государства, образовалась сильная рабовладельческая верхушка, развились торговля и различные промыслы, была изобретена клинопись, сложились богатая мифология (сказание о рае и грехопадении, о потопе и др.) и эпос (о Гильгамеше и др.), развилось искусство.

На севере В. утвердилось семитич. население, с центром вАккаде, на скрещении путей. Царь Аккада Саррукин I (Саргон I) за 2.700 лет до хр. э. объединил В. и предпринял ряд походов и строительных работ. В конце 3-го тысячелетия, в результате нашествия семитического племени а м о р е е в, образовалось Древневавилонское царство с аморейской династией (2169—1870 до хр. э.); его центром был Вавилон, расположенный в наиболее узком месте Междуречья. При царе-законода-теле Хаммураби (2067—2025 до хр. э.) происходит значительная централизация власти: местные царьки исчезают; в то же время Хаммураби пытается опереться на самые общины, охраняя их от дальнейшего разложения и от закабаления их знатью и ростовщиками. В 19 в. до хр. э. на Вавилонию обрушиваются хетты. Удар, нанесенный хеттским вторжением, настолько ослабил В., что она уже не могла противостоять нашествию касситских племен со стороны востока. Горцы к а с с и т ы захватили на много сотен лет власть над Вавилонией. В начале 1-го тысячелетия на смену касситам появляется воинственная семитич. народность халдеев, которая на протяжении ряда веков безуспешно пыталась овладеть В. и лишь в 626 до хр. э. утвердила там свою династию (Набупалассар). "Коалиция Набупа-лассара с Мидией привела к взятпю в 606 до хр. э. Ниневии и уничтожению Ассирийского государства. Навуходоносор II (604—561 до хр. э.), при котором В. достигла наивысшего могущества, вступил в борьбу с Египтом, вел войны в Сирии, разрушил в 586 Иерусалим и уничтожил Иудейское царство. Однако в 538 В. была завоевана Персией (Киром), образовавшей государство с еще более огромной территорией.

Вавилонская культура получила весьма значительное развитие и оказала сильное влияние на соседние страны (в частности обращают на себя внимание черты сходства вавилонских преданий о сотворении мира, потопе, рае, грехопадении с соответствующими библейскими сказаниями). Большое значение приобрела вавилонская клинопись. Из наук получили особое развитие астрономия (первоначально—астрология) и математика. Вавилонский календарь (вавилонская неделя и пр.) заимствовали и другие страны. Архитектурные сооружения (в частности ступенчатые башни—зиккураты) отличались монументальностью.

ВАВИЛОНСК АЯ Р ЕЛ И Г ИЯ —общераспространенное название религии древней Месопотамии. Памятники В. р. относятся ко времени за несколько тысячелетий до хр. э. (см. Вавилония). Первоначальные местные боги отдельных городов и областей, по мере политического объединения страны, объединялись в одну политеистическую (многобожную) семью под верховенством троицы: бога неба—Ану, бога земли—Бэла и бога водной стихии—Эа. Впоследствии, с возвышением города Вавилона, главным сделался его местный бог—Мардук. Наряду с этими богами большим почитанием пользовались бог растительности, «страдающий, умирающий и воскресающий», «спаситель»—Таммуз и богиня женского начала, плодородия земли и природы—Иштар. Чрезвычайно развитое поклонение небесным светилам повлекло за собой создание астрологии — лженауки о влиянии светил на жизнь природы и человека. Культ состоял из различных жертвоприношений, омовений, курений, песнопений, заклинаний. Имелись .богатая мифология и священная литература, многочисленные остатки которой дошли до нас: молитвы, заклинания, гимны, псалмы, мифы и сказания о богах и героях. В. р. прямо и косвенно оказала сильное влияние на древнееврейскую религию, а через нее и иными путями—на раннее христианство. Вавилонского происхождения сказания о сотворении мира и человека, о грехопадении, вавилонской башне, потопе, мифы о многих ветхозаветных лп^ах, также о сошествии «спасителя» и «богородицы* в ад и др. Одними из главных прототипов мифических ‘евангельских Иисуса и «приснодевы» Марии послужили вавилонские божества Таммуз и Иштар.

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (605—536 до хр. э.)— семидесятилетний период в истории еврейского народа после покорения Иудеи вавилонским царем Навуходоносором и насильственного переселения евреев в Вавилонию, за исключением беднейших слоев населения. Две карательные экспедиции Навуходоносора (597 и 586 до хр. э.), вызванные восстаниями в Иудее, привели к разрушению Иерусалима и к обезлюдению страны.

ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ —поговорочное выражение, восходящее к библейскому сказанию о постройке башни до высоты небес, что будто бы вызвало гнев божий и повело к «смешению языков». Отсюда в переносном смысле—суматоха, бестолочь.

ВАГ А—левый приток Северной Двины. Длина 533 км. Почти вся пригодна для сплава. Судо-ходна на 384 кн от устья.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.