189
ГЕССЕНСКАЯ МУХА-ГЁТЕ
190
ГЕ'ССЕНСКАЯ МУХА, плихл ебный кома­рик, Mayetiola destructor—комаровидное дву­крылое насекомое из сем. галлиц; опаснейший вредитель пшеницы, ржи и ячменя. В США ежегодный убыток от Г. м. исчисляется в 50 — 70 млн. долл.. УССР потеряла за один год 1.600 тыс. m зериа (1923). Личинки Г. м. сосут соки расте­ния, вызывая вздутия, галлы, в результате чего растение п;■"
ИЛИ КОЛОС оказывает- \ — гессенская муха, е—злак, СЯ ПУСТЫМ. В,                - пов! ежденныП мухой, 3—
НЯетСЯ ДО 4 ПОКОЛе- яйца, 4 п 5-лптанки, 6-ку-
нпй. Г. м. распростра­нена в Европе. ОМ. Азии. Сев. Африке, Сев. Аме­рике. Меры борьбы: запашка и сжигание стер­ни, высев твердых, менее повреждаемых со. -пшеницы, а также поздний посев озимых и ГЕ'ССЛЕР (Gessler), Отго (р. 1875)—герман-: политический деятель, юрист. В 1914— 1919—об-              ::истр Нюрнберга, в 1920—24—
.дат рейхстага от демократической партии. После революции 1918—мин. восстановленпя в пр-ве с.-д. Г. Бауэра(1919—20), а п                пов-
екого путча 1920 сменил с.-д. Носке в каче<: мин. рейхсвера (военного) в пр-ве с.-д. Г. Мюл­лера, сохранив этот пост и во всех поел-дув­ших пр-вах до нач. 1924 Вместе с генерал
■■ом и Шлейхером Г. был одним из созда­телей вооруж. силы послевоенной Гермак рейхсвера; во время оккупации Рурской обла-оргапизовал т. н. «черный рейхсвер». В окт.—нояб. 1923 Г. жестоко подавил военноОО лой революц. -рабочее движение в Сакеони: Тюрингии (см. Германия, II с т о р и я). Числясь оократом», Г. был близок к фашистским орг-циям и хорошо срабатывался с монархи­ческой генеральской верхушкой рейхсвера.
«ГЕТ ФОЛЬК» («Het Volk»—Народ)—выходя­щий в Амстердаме 2 раза в день на голланд­ском языке орган с.-д. рабочей партии Голлан­дии. Осн. в 1900. Тираж ок. 70 т.
ГЁ'ТА-ЭЛЬФ. Ётаэльф (Gotaalv) — p. в Юж. Швеции, вытекает из оз. Венер, впадает в Каттегат у гор. Гётеборга, дл. 93 км: обра: ряд водопадов, из них Т-                :-:, падающий
с вые. 32,5 ж, питает мощную электростанцию, обслуживающую значит, пром. район. В обе водопадов построен канал: Г.-э. доступна для больших судов; входит в состав системы Г ё-та-канал а—важнейшей системы внутренних водных путей Швеции: соединяет Балтийское море с Каттегат
ГЁТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (1749— 1832)—великий немецкий поэт и ученый. Ро­дился во Франкфурте-на-Майне в зажиточной бюргерской семье (отец Г. был имперским советником, ■атерннской стороны— ром). Изучал пра­во в Лейпцигском и Ст -бургском университетах. В юности испытал влия-) идей о дных» корнях поэтич. творчества. Как и для ••Бури и
тш-ка», образцами дтя Г               Лекепир, Ос-
сиан и Гомер. В своих многочисл. произведе­ниях Гёте отразил духовную историю нем. бюр-
герства конца 18 и начала 19 вв. Первые про­изведения Г. сделали его вождем вышеназван­ного, направдрния нарождавшейся бурж. лите­ратуры Германии. В драме «Гёц фон-Берли-хннген» (1773) изображается борьба свободолю­бивого рыцаря с властью князей. В романе (в письмах) «Страдания молодого Вертера» нари­сован образ молодого бюргера, пытающегося, но неудачно, нарушить нормы омертвелого со­циального быта. Произведение это имело огром­ный успех и создало мировую известность ав­тору. В драматич. поэме «Фауст» (1-я ч.) и «Про-й» (отрывок) даны образы великих бунта­рей, ищушнх.абсолютной истины и власти. Од­нако нем. бюргерство 18 в. не было достаточ­но зрелым и сильным классом, чтобы бунт, за­явленный в литературе, перенести в жизнь. Уже в «Вертере» показано бессилие личности изменить социальный уклад жизни, показаны обреченность и беспочвенность ее бунта. Ли­рика Г. этого периода отличается большой не­посредственностью и простотой форм, прибли­жающей ее к народной песне.
Последующие произведения Гёте насыщены иными настроениями. В 1775 Г. бросает карье-- риста и. по приглашению молодого саксен-вепмарского герцога, поселяется в Веймаре, где становится министром и тайным советни­ком. Начинается новый период его литератур­ной деятельностп, т. н. «веймарский». Хот^ :п произведений этого периода и встреча­ются образы свгбололюбнвых. мятущихся лю-Эгмонт». 17В7. Та:: . 1789), однако основ­ными настроениями становятся теперь стремле-ренпю с действительностью, уход в мир классических форм и образов, проповедь. ..да уравновешенной, успокоенной личности. После поездки в Италию (1786) Г. заканчи­вает свою трагедию «Пфигения» (1786), к-рая начинает период преклонения Г. перед антич­ным миром. То же увлечение античными фор­мами и «жизнерадостным» язычеством проявля­ется в лирике и др. лит. жанрах («Римские элегии», «Коринфская невеста»). В «ОГермане и Доротее» (1797) особенно прямо поставлен во­прос о «приятшг» действительности. Эта поэ­ма—аналогия и прославление несокрушимого :анского быта. Этот поворот в творчестве Г. актерен для нем. бюргерства в целом. Оно не сумело победить в жизни, поэтому ушло в мир «прекрасной видимости». В образе героя романа «Ученические годы Вильгельма Мейсте-ра» (1794) изображен бюргер, ищущий успокое­ния в мире искусства. К Франц. революции Г. гельно, хотя и понимал великое историч. значение переворота («Французский поход . 1704i. Г. ве был в силах победить немецкое убожество,—писал Энгельс,—наобо­рот, оно победило его, и эта победа убожества над ве                           - и есть лучшее доказа-
тельство того, что немецкое убожество не могло быть побеждено .
В по                                     :ных под конец жиз-
ни Г.. мы нах■. дим новые ноты. Вопрос о свобод­ной любви рассмотрен в ром. «Избирательн. >е :во» (1810). «ОМудрое примирение» с дей­ствительностью проповедуется в лирическом :ст.-западный диван» и в «Марненбадской :ане «Годы странствования Виль­гельм               ра» (1829) и во 2-й части «Фауста» •гим произведением*Г. не переставал рабо-В течение всей своей жизни, от 1770 до 1831) Г. рисует будущее человечество и раз-до творческого труда на пользу об-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.